Алексей Востряков (13vainamoinen) wrote,
Алексей Востряков
13vainamoinen

Знатная ссыльная.


Все знают, что в приснопамятные царские времена Карелия исполняла роль «подстоличной Сибири», места, куда ссылали всяких неугодных власти «людишек». В вот недавно вычитал у карельского журналиста Андрея Фарутина в его книге «Зерна рода», что одной из первых в Карелии в качестве ссыльной оказалась мать будущего царя Михаила, избранного на престол в 1613 году, основателя царственной династии Романовых, боярыня Ксения Ивановна. «По приказу Бориса Годунова, опасавшегося после пресечения рюриковского колена соперничества знатных родов за трон, ее постригли в монахини под именем Марфа и отправили на таежный север… Есть сведения, что поначалу ее поселили в маленьком монастыре на берегу озера Машозера — это всего километрах в пятнадцати от петрозаводского микрорайона Древлянка». Монастырь, скорее всего, был деревянный, и до нашего времени от него не осталось даже следов.


Так выглядит Палеостровский монастырь сегодня.

«Потом высокородную монахиню перевели в более глухие края — на Заонежский полуостров, в село Толвуя, близ Палеостровского монастыря. Здесь она имела возможность ездить по Заонежью и даже через пролив Онежского озера в приглянувшуюся ей деревню Челмужи. Иные здешние местечки сохранили память о ней в топонимике. Неподалеку от Толвуи есть, например, источник Царицын ключ, одну малую деревушку напротив острова Кижи и местность окрест погоста и храма Богоявления в самих Челмужах до сих пор называют одинаково — Боярщиной.
Известно, что звание бояр на века закрепилось также за потомками челмужского священника Ермолая Герасимова, всячески помогавшего матери будущего царя, доставлявшего ей весточки от мужа и спрятавшихся у родственников детей. За проявленное усердие новый государь пожаловал Герасимову вотчину с крестьянами, освободил от податей и прочих повинностей.


Богоявленскую церковь в деревне Челмужи

Шатровую Богоявленскую церковь тоже напрямую связывают с именем Марфы. По одной версии, именно она заложила ее в 1605 году в благодарность за знак к освобождению из ссылки — пришедшее известие о смерти Бориса Годунова. Но более вероятной датой постройки храма считается 1577 год. А уж, дескать, перед отъездом боярыни-черницы он был обновлен на ее пожертвования. Да и позже царствующий дом Романовых не забывал заботиться о маленькой челмужской церквушке. Вступивший на престол Михаил Федорович подарил ей древнюю икону с изображением Спасителя и Богоматери, утраченную спустя три века. Однако как раз в 1913 году, к 300-летию царской династии, в обветшавшем сельском храме по высочайшему государеву заказу были проведены ремонтные и реставрационные работы.
К счастью, этот замечательный архитектурный памятник пережил и атеистическую советскую эпоху. Его отреставрированный иконостас хранится в Карельском музее изобразительных искусств в Петрозаводске.
В одной из могил рядом с храмом покоится бывшая долгие годы его хранительницей баба Ира — тоже из фамилии Ключаревых-Герасимовых, потомков того обласканного царским вниманием священника-боярина».
Tags: Карелия, история
Subscribe

promo 13vainamoinen august 1, 2013 09:55 8
Buy for 30 tokens
Промо-блок свободен.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments