Алексей Востряков (13vainamoinen) wrote,
Алексей Востряков
13vainamoinen

Гастарбайтер из Англии.

Я уже писал, что принято решение и завод (Онежский тракторный), которому город обязан своим названием, снесут, а на его месте построят элитные жилые кварталы.
А в ХVIII веке это был крупнейший военный завод России (Александровский). До 1780 года заводом руководил выдающийся русский инженер А.С.Ярцев, который очень много сделал для развития и оснащения завода, но, по ряду обстоятельств он ушёл, а новое руководство стало вести дела из рук вон плохо. Правительство Екатерины П, обеспокоенное положением дел на заводе, в 1786 году пригласило на должность начальника Олонецкого горного округа англичанина Чарльза Гаскойна, уговорив его оставить должность директора Карронской кампании, знаменитой в ту пору пушечной фирмы Англии.
На реконструкцию и переоборудование Александровского завода по карропскому образцу Гаскойн израсходовал в 12 раз больше денег, чем было вложено А. С. Ярцовым в постройку нового завода. Гаскойн значительно расширил заводскую территорию: были перестроены домны, к ним пристроили новые цилиндрические воздуходувные машины; было поставлено шесть воздушных так называемых самодувлых печей. Появились вагранка для переплавки чугуна, новые сверлильные станки и краны для подъема и переноса тяжестей. По новому способу стали изготовлять на прокатных (плющильных) машинах листовое железо.
В 1788 году на Александровском заводе начала функционировать первая в России железная дорога («чугунка»), длиной 160 метров, связавшая доменный корпус со сверлильным цехом. По ней на чугунных тележках перевозили тяжелые стволы пушек.
В результате нововведений Александровский завод значительно увеличил выпуск военной продукции: корабельных и крепостных пушек, боеприпасов, а также чугунных составных пушечных лафетов, получивших похвалу великого полководца Александра Васильевича Суворова.

Первая в России железная дорога прекрасно сохранилась:





Кроме того, в 1798 году заводу было предоставлено исключительное право изготовления мер и весов для всей страны.
Наряду с этим на заводе при А. С. Ярцове было возрождено начатое еще в Петровское время изготовление декоративного чугунного литья. Гаскойи, лично заинтересованный в выпуске прибыльной продукции, организовал специальное производство декоративного литья по заказам Петербурга. Отливались барельефы, статуэтки, бюсты, изготовлялась чеканка. Произведения декоративного искусства, отлитые в первой четверти XIX века мастерами Александровского завода, и поныне украшают многие улицы и на¬бережные Ленинграда. Наиболее крупные из них — это перила для набережной реки Мойки, перила и другие принадлежности для Красного и Обуховского мостов через Неву, базы для гигантских колонн Казанского собора, перила для Поцелуева и Полицейского мостов и моста у Морской заставы; это чугунные входные ворота и решетки, украшающие Таврический и Аничкин дворцы и Михайловский замок; это все ажурные решетки и колонны, ограждающие Обводный канал в Кронштадте.
В 1817 году по столичному заказу мастеровые за¬вода отлили четыре пары мощных цельночугунных колонн (высотой около 6 метров каждая) для мемориальных ворот «Любезным моим сослуживцам» — своеобразного памятника Отечественной войны 1812 го¬да. Монументальные чугунные ворота на гранитной основе, сооруженные в Екатерининском парке Царского Села (ныне г. Пушкин) по проекту известного зодчего В. П. Стасова,— еще один памятник литейному искусству Александровского завода.
Кроме названных видов продукции, на Александровском заводе были изготовлены паровые машины для Петербургского монетного двора и Воицкого рудника (1789—1797 гг.), части машин для Петергофской бумажной фабрики, а также разные предметы домашнего обихода.





Не все нововведения Гаскойна были оправданны. Некоторые из них принесли заводу огромные убытки. Так случилось с заводской плотиной, которую он перестроил по западному образцу. Уничтожив затворы, спускавшие паводковые воды низом, он сделал плотину верхнесливной, эффектной: вода падала с 12-метровой высоты! Но эта красота дорого обошлась заводу. Осенью 1800 года в результате продолжительных проливных дождей заводское водохранилище переполнилось, а бурная Лососинка продолжала вливать в него все новые и новые массы воды. Плотина не выдержала напора — и огромные массы воды хлынули на территорию завода. Разбушевавшаяся стихия унесла в Онежское озеро многие деревянные постройки, значительное количество сырья и угля. Мощный поток разрушил остатки плотины, постройки бывших «французских фабрик» и Петровского медеплавильного завода.
Спасательными работами, в которых участвовали мастеровые под руководством управляющего заводом Полторацкого, удалось остановить разрушения: севернее завода прорыли отводный канал, по которому устремилась вода из водохранилища. В дальнейшем отводный канал стал новым руслом реки, и потому завод оказался на правом берегу Лососинки.
Завод был восстановлен за счет казны. Плотину у завода не восстанавливали. Взамен соорудили водохранилище на Лобане, в 300 саженях выше завода. Оттуда вода для нужд завода подавалась по водоводу, сделанному из чугунных труб диаметром около 1,5 метра. Отливка таких труб на заводе — еще одно свидетельство высокого технического уровня литейного производства. (Петрозаводск. И.М.Мулло, Е.Д.Рыбак. Карелия, Петрозаводск, 1979)
Tags: Петрозаводск
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo 13vainamoinen august 1, 2013 09:55 8
Buy for 30 tokens
Промо-блок свободен.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments