Естественно, что всю эту массу народа нужно было встретить, распределить по местам, обеспечить инструментом, научить, как и что делать, а в конце дня выдать справку о том, что человек честно отработал в совхозе положенное время.
Бригадир с таким объёмом работы, естественно справиться не мог, да и не его это было дело, он, как и положено командиру, на лихом коне, точнее на мотоцикле, мотался между совхозной конторой, полями и складами решая глобальные, стратегические задачи земледелия. У бригадира, конечно, был помощник – заместитель бригадира, но и он был загружен под завязку текущими делами. Поэтому из города специально направляли людей, которые сами себя в шутку назвали заместитель помощника бригадира, то есть зампомбриг.
Такому человеку полностью выплачивалась зарплата по месту его основной работы и плюс, ему платил зарплату совхоз. Естественно, что желающих на это место было предостаточно. В одну осень, случайно, кто-то из блатных заболел, и я попал в запомбриги.
Работа несложная, но специфическая. Большинство добровольно-принудительных работников едет не работать, а отдохнуть от основной работы, весело провести время, поэтому у некоторых в термосах вместо чая портвейн, а то и водка. Народ постоянно пытается улизнуть с поля к речке и там надолго зависнуть в хорошей компании с бутербродами и термосами. Поэтому приходится некоторых особенно злостных филонщиков пугать невыдачей справки, а без справки день будет засчитан как прогул.
В сентябре, в самый сбор урожая в Карелии на сельхоз работы привлекались все от школьников до инструкторов райкома партии. Автобусы шли из города целыми колоннами.
Однажды я работал на капустном поле. Рядом остановился очередной автобус, из которого вышли крепкие молодые парни. Их старший, подошёл ко мне, представился:
- Полковник КГБ в отставке! А это сотрудники петрозаводского отдела КГБ.
У меня от неожиданности чуть «челюсть не выпала на поле».
Ребята здоровые, тренированные. Часть из них я поставил рубить капусту, других грузить подъезжающие машины. Работали они, надо сказать, очень хорошо, без перекуров и долгих перекусов. В середине дня правда подъехала чёрная волга и увезла одного из парней. Полковник сразу подошёл ко мне и доложил:
-Служба. Сами понимаете, какими делами мы занимаемся?
Я только кивнул.
Не знаю, ездили ли в СССР генералы КГБ на сельхоз работы, мне это не известно, но рядовые сотрудники ездили. Сам видел.
Journal information