Алексей Востряков (13vainamoinen) wrote,
Алексей Востряков
13vainamoinen

Category:

Медвежьегорск

«С началом войны с Германией в 1914 году балтийские и черноморские порты России оказались блокированными врагом. В связи с этим царское правительство ускоренно вело строительство железной дороги от станции Званка (Волховстрой) к незамерзающему Мурманскому порту, чтобы через него получать оружие от своих союзников.
Вдоль железной дороги, которая была введена в эксплуатацию в конце 1916 года, появились новые населенные пункты — небольшие поселки железнодорожных рабочих при крупных станциях. На территории Повенецкого уезда это были Сегежа, Масельгская, Медвежья Гора.
Здесь уместно отметить, что почти все станции Мурманской железной дороги носят названия озер, рек или населенных пунктов, расположенных в окрестностях. По¬этому вполне вероятно, что станция Медвежья Гора получила название по одноименной деревне, расположенной в 30 километрах на запад.
Однако по поводу названия Медвежьей Горы имеется еще и другая версия.

Рассказывают, будто однажды лесозаводчик Захарьев, рьяный охотник, неделями пропадавший в лесу, принес домой медвежонка. Это произошло вскоре после того, как бездетные Захарьевы взяли приемного сына. Медвежонок стал любимцем жены лесозаводчика. Когда он вырос, для него построили во дворе клетку. Но случилась беда. Медведь сильно изуродовал руку приемному сыну. Настоящие родители мальчика подали в суд. Медведя пришлось пристрелить. Говорят, что его хоронили с почестями, каких рабочие не удостаивались. Сказывают также, что жена Захарьева уговорила своего поклонника, инженера, руководившего участком строительства железной дороги, назвать станцию Медвежьей Горой — в честь своего любимца.
Тогда территория нынешнего Медвежьегорска была покрыта сосновым лесом, тишину которого лишь изредка нарушал скрип почтового тарантаса, следовавшего из Петрозаводска в Повенец по ухабистому и узкому почтовому тракту. Там, где тракт пересекал устье реки Кумсы, находился небольшой склад пиломатериалов. В двух километрах выше по реке стоял «вододействующий» лесопильный завод Захарьева, а на высоком прибрежном косогоре красовался двухэтажный дом лесопромышленника. Около завода было разбросано в беспорядке несколько потемневших от дождя и ветра хибарок и бараков рабочих. Несколько ниже по реке появилась станция Медвежья Гора. Здесь по проектам инженера Габе были построены здание станции и более десятка домов для железнодорожников. Эти поселки при станции и лесозаводе Захарьева и положили начало городу Медвежьегорску». (Медвежьегорск. Города и районы Карелии. В.В.Гравит, И.М.Мулло, Петрозаводск, Карелия, 1987)

Зданию вокзала города Медвежьегорск скоро исполнится сто лет. Это памятник деревянной железнодорожной архитектуры начала ХХ века.


Tags: Карелия
Subscribe

promo 13vainamoinen august 1, 2013 09:55 8
Buy for 30 tokens
Промо-блок свободен.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments