Алексей Востряков (13vainamoinen) wrote,
Алексей Востряков
13vainamoinen

Categories:

Олонецкий Робин Гуд.

Оригинал взят у 13vainamoinen в Олонецкий Робин Гуд.
Всем известны слова Иисуса обращённые к богатому юноше: «…если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19:21). Здесь фактически молодому человеку было предложено стать одним из апостолов Христа, если уж неподобно двенадцати, то подобно семидесяти, но от чего молодой человек с печалью отказался.
И вот недавно наткнулся у Всеволода Крестовского в романе «Петербургские трущобы» на интересную легенду, тем более, что она имеет прямое отношение к Карелии. Главный герой романа Иван Вересов в тюрьме знакомиться с очень необычным человеком, бывшим купцом из города Олонца Акимом Рамзя, который рассказывает свою историю.


— Только отец об зимнем Миколе преставился. Мы с братом в раздел пошли. Разделили добро честно, по-христиански, и на том порешили промеж собой, чтобы мне — как я, значит, холостой — жить с братом вкупе. К женитьбе я тогда при¬страстия не имел никакого — так и жили мы. Лето я на пчельнике, а зиму в торгах; а брат при домашнем обиходе.
Над отцом я и псалтирь читал, и опосле этого стал больше еще к божественному, и печаль в ту пору такая меня брала, что в том все свое и утешение полагал. Стал читать я Евангелие святое — напало тут на меня такое раздумье горькое, что я тебе, милый человек, и сказать не умею. И все-то из сердца у меня нейдет то, что там сказано: «Аще хощешь совершен быта — иди, продаждь имение твое и даждь нищим», — вот все это и мерещится мне; потому знаю, как сам Господь сказал: «Аще кто хощет по мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по мне грядет», — так и не могу спокойно дома сидеть...
А на ту пору неурожай был, да погорело у нас на селе дворов с тринадцать. Стал я смекать, что тут на мир поработать надо, — ну и продал имение свое и роздал нищим.
Стал брат домекать, что я свое добро расточаю. Из этого самого в семье у нас эта свара пошла. Думаю себе: непригоже нам, братьям единокровным, ровно псам каким, нечестиво лаяться. Нечего делать, в раздел идти надобно. Пошли в раздел. Я свои остатки забрал, а в год с двумя месяцами… остался нищ и убог.
Думал я себе насчет монастыря, чтобы, значит, в иноки идти; однако после такое размышление на меня нашло, что думаю: человек я мирской и миру пользу приносил, равно брату единоутробному; про что же мне отщетить себя от мира? В иночестве мне для своей души спасенье, а миру помощи никакой нет. И надумал я себе, чтобы сначата на мир порадеть, а потом, коли Бог грехам потерпит, о душе своей грешной помыслить. Еще пуще навело меня на мысль то безобразие, которое над миром чинилось.

И чтобы восстановить социальную справедливость, в соответствии с Писанием, как считал бывший купец, подался Аким Рамзя в разбойники.

— Только не загубил я ни одной души человеческой и не уворовал тайно и подло, яко тать в нощи, ни у кого даже зерна единого, а шел напрямую!.. И все больше именем Христовым вымогал, потому — наставить на путь истинный всегда желал, и уж редко-редко когда кистенем пригрозишь — и то уж на такого ирода, который многу пакость чинит да еще тою пакостью похваляется и о имени Христовом в соблазн вводит. Да и то самого потом за кистень-то совесть мучает — инда места нигде не найдешь.
И не было у меня разбору никому: господин ли ты, земский ли, священного ли ты звания, али воин, али наш же брат мужик — это все едино... Памятован я только одно: «Вси же вы братья есте. И отца не назовите себе на земли, един бо есть отец ваш, еже на небесах». Одно слово: коли ты обидчик, лихоимец или теснитель — повинен есть! И никого я не опасался. Одно только, что жить уж мне открыто на деревне было нельзя, а принужден был больше по лесам скитаться — а леса-то мне куды как милы ведь! — либо у мужиков тайно притон имел, и то больше на зиму. Любили они меня, потому как и я их всем сердцем своим и помышлением возлюбил и на пользу миру живот свой рад был положить.

Почти все вырученные от грабежа деньги Олонецкий Робин Гуд раздавал бедным: кому корову купит, кому на постройку дома даст. Да, вот только, как говорится: «сколько веревочке не виться, а конец всегда есть». Полиция Рамзю выследила и оказался он в тюрьме.
Эта незамысловатая история ключ к понимаю того, почему, так легко русский народ поддался на агитацию большевиков. Издавна в народе ходили легенды об удалых разбойниках, которые грабили богатых и привечали бедных. Под это даже подводилась, как мы видим идеологическая база с соответствующими ссылками из Евангелия. В том, чтобы «всё отобрать у богатых и поделить», многие видели высшую справедливость. Народное понимание христианства подхватили основоположники коммунистического движения, так Карл Каутский написал известную работу «Происхождение христианства», в которое пытается представить Христа первым социалистом, а первых христиан предвозвестниками социалистического строя. Из этих утверждений делался вывод, что современная революционерам Церковь неправильно трактует учение Христа («Богородица Путина Царя прогони!»), состоит на службе у сильных и богатых, значит, такая Церковь должна быть разрушена. Тысячи агитаторов годами внушали эту мысль народным массам. Чем всё кончилось, мы хорошо помним: аресты и расстрелы священников, закрытые и разрушенные храмы.
Приёмы современных гонителей Церкви мало в чём изменились от приёмов их предшественников. Да, для пропаганды и агитации сейчас больше используются ультрасовременные IT-технологии, но в главном подход не изменился: христианство не правильно трактует Евангелие, Церковь устарела, нужные реформы и прочее, и так далее. Цель достаточно понятна – разрушить Церковь Христову любыми способами. Выстоим ли в этот раз? Это уж как Бог даст.

Tags: Олонец, история, православие
Subscribe

  • В каких домах жили крестьяне в Карелии до революции

    Некоторые мои читатели сомневаются, что в Карелии до революции крестьяне жили в двухэтажных домах, в таких на фото 1. Так, например, Владимир…

  • Подарок персидского хана 5

    +18 Так прошло чуть больше двух месяцев. Сергея опять к себе в кабинет позвал князь Щербатов. - От вашего папеньки пришло письмо. Просит…

  • Подарок персидского хана 4

    +18 Утром Сергея разбудил стук в дверь и голос Степана. - Ваше благородие, вставайте! Завтрак на столе. Посол вас уже спрашивал. Сергей вскочил и…

promo 13vainamoinen august 1, 2013 09:55 8
Buy for 30 tokens
Промо-блок свободен.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments