Алексей Востряков (13vainamoinen) wrote,
Алексей Востряков
13vainamoinen

Categories:

Мировоззрение русского учёного


Н.И. Пирогов осматривает больного Д.И. Менделеева. Художник И. Тихий


Русский учёный, хирург Николай Иванович Пирогов. В Интернете легко можно найти его биографию. За скупыми строчками дат, званий, перечисления научных работ почти невозможно разглядеть живого человека.
К счастью, он оставил дневник «Вопросы жизни. Дневник старого врача» в котором подробно рассказывает о своей жизни и о своей вере.
Н.И. Пирогов родился в 1810 году в семье военного казначея, майора провиантского бюро. Отец был очень набожным. В семье строго соблюдали все посты, не пропускали ни одной воскресной службы в церкви, дома подолгу молились, читали акафисты. Но, как отмечает в своём дневнике Николай Иванович, при всём этом Евангелие в дорогом переплете, не открывалось, ни разу. Детям не объяснили смысл веры.
Поэтому не удивительно, что при поступлении в Московский университет, молодой человек, студент, будущий учёный не видел никакого смысла в соблюдении ничего не значащих для него обрядов.


К тому же Пирогов был значительно моложе своих сокурсников (ему тогда было всего четырнадцать лет) и легко попал под их влияние. Среди студенческой молодёжи того времени было модно бравировать выставленным на показ нигилизмом – отрицанием всего, и не только религии.
Как пишет Николай Иванович в своём дневнике: «Между молодежью в последнее время встречались и такие личности, которые никак не хотели и настолько закабалить мысль, чтобы остановиться на дважды два – четыре. «Мысль моя свободна, – утверждали они, – и я хочу – приму, хочу – нет, какую ни на есть математическую аксиому». Этим лицам и в голову никогда не приходило, что распущенность мысли и воли есть страшный недуг, от развития которого в себе должен беречься каждый из нас, кто не хочет покончить с собою самоубийством или домом умалишенных».
В 1828 году Пирогов, вместе ещё с несколькими студентами уезжает в Дерпт, чтобы там продолжить учёбу. И на долгие годы полностью погружается в изучение медицины. Никакого интереса к религии он не испытывает. Потом возвращается в Россию и активно продолжает работать здесь.
Впервые, как признаётся Николай Иванович в своём дневнике, он задумался о вере в Бога в 35 лет: «Я предложил отправиться моей невесте с матерью в Ревель, на морские купания, куда и я должен был прибыть через месяц. Березин согласился.
Этот месяц разлуки был для меня тем замечателен, что я в первый раз в жизни почувствовал грусть о жизни. В первый раз я пожелал бессмертия - загробной жизни. Это сделала любовь. Захотелось, чтобы любовь была вечна, - так она была сладка. Умереть в то время, когда любишь, и умереть навеки, безвозвратно, мне показалось тогда в первый раз в жизни чем-то необыкновенно страшным».
Но путь к вере оказался не простым. Учёный много размышляет, но пока не находит твёрдой опоры своим убеждениям.
«Мне нужен был отвлеченный, недостижимо высокий идеал веры. И, принявшись за Евангелие, которого я никогда сам не читал, а мне было уже 38 лет от роду, я нашел для себя этот идеал».
Пирогов пишет: «Мои религиозные убеждения имели несколько фазисов, и каждый из них совпадал с известным возрастом и с нравственными и житейскими переворотами».
Новое для него мировоззрение формируется не просто. Пирогов записывает в своём дневнике: «Нужно уяснить себе главное в практической жизни: во что я верую?
Начну с того, что веру я считаю такую психической способностью человека, которая более других отличает его от животных». «Безусловное доверие к избранному идеалу – вот начало веры».
Учёный глубоко задумывается о жизни и смерти: «Чтобы мы не говорили о неизбежности смерти, но жизнь, даже наша собственная, представляется нам как бы бесконечною; по крайней мере, конца ее – пока мы не приблизились к смерти старостью или болезнью – мы себе ясно представить не можем».
Он пересматривает полностью идеалы своей юности, но сомнения не раз возвращаются к нему: «Блажен кто верует, - тепло ему на свете. Эти, хотя не совсем кстати и в насмешливом тоне сказанные слова потрафили в самую суть. Да, именно тепло верующему на свете.
Ему нет необходимости в искусственном топливе для согревания души. Кто хотя раз почувствовал эту благодатную теплоту, тот не перестанет веровать, хотя бы пришлось ему выдержать, ежедневно и по нескольку раз в день, напор сомнений и мучительную качку между небом и землей».
И делает вывод о многих своих товарищах далёкой юности, да возможно и о самом себе: «Подлец, в моих глазах, пред Богом и пред собою тот, кто, отвергнув все идеалы веры и став в ряды атеизма, в беде изменяет на время свои убеждения, и всего хуже, если делает это тайком, а убеждения свои разглашает открыто».
Постепенно формируются твёрдые убеждения, которые рождают радость в душе: «Жизнь – матушка привела, наконец, к тихому пристанищу. Я сделался, но не вдруг, как многие неофиты, и не без борьбы, верующим».
«…Вера есть дар неба, благодати и всеобъемлющей любви. Это для меня самая характерная черта христианской веры, превосходно выраженная в моей умилительной для меня молитве: «Чертог Твой вижу, Спасе мой, и одежды не имам, да вниду в онь».
Теперь он может ответить себе, не лукавя на самый главный вопрос: «Если я спрошу себя теперь: какого я исповедания? То отвечу на это положительно: православного – того в котором родился и которое исповедовала вся моя семья».
Tags: вера, книги, наука
Subscribe

promo 13vainamoinen august 1, 2013 09:55 8
Buy for 30 tokens
Промо-блок свободен.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments