«Я по милости Божией человек-христианин, по делам великий грешник, по званию бесприютный странник, самого низкого сословия, скитающийся с места на место. Имение мое следующее: за плечами сумка сухарей, да под пазухой Священная Библия; вот и все. В двадцать четвертую неделю после Троицына дня пришел я в церковь к обедне помолиться; читали Апостол из послания к Солунянам, зачало 273, в котором сказано: непрестанно молитеся. Сие изречение особенно вперилось в ум мой, и начал я думать, как же можно беспрестанно молиться, когда необходимо нужно каждому человеку и в других делах упражняться для поддерживания своей жизни? Справился в Библии, и там увидел собственными глазами то же, что слышал - и именно, что надо непрестанно молиться (1 Сол. 5, 16), молиться на всякое время духом (Еф. 6, 18. 1 Тим. 2, 8), воздевать молитвенные руки на всяком месте».
А вот у кого научиться такой молитве, странник не знал. Слушал в разных храмах проповеди о молитве, но там не было ответа на мучивший его вопрос. Странник беседует со священниками, богомольцами, купцами, дворянами и наконец, в одном уединённом монастыре находит старца, который и учит его непрестанной молитве. Но так уж получается, что человек однажды ступив на путь духовного своего развития, уже просто так не может оставить свою стезю. Странник продолжает своё путешествие по России, поднимаясь всё выше и выше по лестнице, ведущей к высотам Духа. В дороге ему встречаются самые разные люди. Для одних бесприютный странник – это неприятное грязное существо. Беглые солдаты его грабят, злые люди незаслуженно обвиняют в краже девушки-невесты. Для других – он человек-божий. Такие люди наоборот помогают страннику на его пути, предоставляя ночлег и снабжая всем необходимым в дорогу.
Книга эта признана одной из лучших в русской аскетической литературе о молитве Иисусовой.
Источник
Journal information