Алексей Востряков (13vainamoinen) wrote,
Алексей Востряков
13vainamoinen

Сегодня праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Тропарь праздника: Спаси, Господи, люди Твоя/ и благослови достояние Твое,/ победы на сопротивныя даруя// и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.



Не будем стыдиться людей в грехах приносить покаяние, но убоимся как должно Бога, Который и ныне видит дела наши, и в будущем накажет не покаявшихся. А мы делаем противное: Того, Который будет нас судить, не боимся, а перед теми, которые не могут сделать нам никакого вреда, мы трепещем и боимся от них бесчестия. Поэтому чего мы боимся, тем и будем наказаны. Ибо кто ныне опасается стыда от людей только, а не стыдится делать что-либо непотребное пред всевидящим Богом, притом не хочет и покаяться и исправиться, тот в будущий день суда не перед одним или двумя человеками, а в виду всей вселенной будет выставлен на позор.

А что и добрые и худые дела тогда будут выставлены на великое позорище, да научат тебя притча об овцах и козлищах и блаженный Павел, который говорит: всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор. 5, 10); также: Господь... осветит скрытое во мраке (1 Кор. 4, 5). Ты сделал что-нибудь худое или только подумал о том, и скрываешь от людей? А от Бога не скроешь. Но ты нисколько об этом не заботишься, а глаза людей — вот что страшно тебе. Подумай же, что и от людей ты ничего в тот день не утаишь. Ибо тогда все, как на картине, представлено будет глазам нашим, так что каждый станет судьею самому себе. Это видно и из притчи о богатом. Богатый видит перед глазами своими презренного им нищего (говорю о Лазаре) и того, кем так часто гнушался, теперь просит дать ему перст свой в утешение. Итак, я умоляю: хотя бы никто не видел наших дел, пусть каждый из нас обратится к своей совести, поставит самому себе судьею свой разум и раскроет перед ним свои согрешения. И если не желаем быть посрамленными в тот страшный день, уврачуем наши язвы, приложим к ним врачевство покаяния. Ибо можно, истинно можно выйти здоровым, хотя бы кто покрыт был тысячами ран: если вы, сказано, будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14). Как в крещении погружаемые грехи исчезают, так и эти уничтожатся, если захотим покаяться. Покаяние же состоит в том, чтобы уже не делать впредь того же, а кто принимается за прежние дела, тот уподобится псу, возвращающемуся на свою блевотину (2 Пет. 2, 2), и тому, который, по пословице, бьет шерсть над огнем и черпает воду решетом. Итак, надобно и делом и мыслию отставать от поползновений греховных; а оставив, прилагать к ранам противоположные грехам врачевства. Укажу некоторые примеры. Ты — хищник и лихоимец? Отстань от хищения и приложи к ране милостыню. Ты блудодействовал? Отстань от блуда и приложи к этой язве целомудрие. Сказал что-нибудь худое о ближнем и повредил ему? Оставь злословие, приложи дружелюбие. Станем так делать и с каждым из наших согрешений, и ни одного из них не будем оставлять без внимания. Наступает уже, наступает время отчета. Потому и Павел говорит: Господь близко. Не заботьтесь ни о чем (Флп. 4, 5—6). Но нам, может быть, следует сказать противное: Господь близко, заботьтесь. Филиппинцам кстати было слышать: не заботьтесь ни о чем, потому что они были в скорби, трудах и подвигах. А тем, которые живут в хищении, сластолюбии, которые должны дать тяжкий за это отчет,—тем справедливее вот что услышать: Господь близко, заботьтесь. Немного уже остается времени до конца; мир уже стремится к концу. Это показывают брани, скорби, землетрясения, охлаждение любви. Как тело при последнем издыхании, близ смерти, подвергается бесчисленным недугам, как в доме, когда он близок к разрушению, обыкновенно многое падает и с кровли, и со стен — так близок, при дверех конец вселенной, и поэтому-то бесчисленные злополучия распространяются. И если тогда Господь уже близок, то гораздо более ныне. Смиримся же и будем жить в страхе Божием. А если мы живем в беспечности, в нерадении и не ожидаем ничего, то настанет внезапно пришествие Христово. Объясняя это, Христос сказал: как было во дни Ноевы и во дни Лотовы, так будет и в пришествие Сына Человеческого (Мф. 24, 37). Это и Павел замечает, говоря: когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве (1 Сол. 5, 3). Что это значит: как мука родами постигает имеющую во чреве? Часто беременные женщины во время забав, или обеда, или в бане, или на площади, ничего не ожидая впереди, внезапно бывают застигнуты болезнями рождения. А как и наше состояние таково, то будем всегда готовы. Ибо не всегда же мы будем слышать об этом, не всегда будем иметь к этому возможность. Во гробе, говорит Писание, кто будет славить Тебя? (Пс. 6, 6). Итак, покаемся здесь, чтобы таким образом умилостивить Бога в грядущий день и получить от Него прощение, которого и да сподобимся все мы благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
Св. Иоанн Златоуст. О покаянии, Из 34-й беседы на Евангелие от Иоанна
Tags: праздник
Subscribe

  • FOL

    Иван Демидов открыл глаза. Он лежал на спине. Легкий ветерок холодил лицо. Чувствовал Иван себя, как после жестокой пьянки или глубокого обморока.…

  • Писарь Первой конной. В засаде

    Фэентези. Начало в предыдущих статьях. Ссылка на них в конце текста. Утром я зашел за документами к нашим писарям и как бы…

  • Писарь Первой конной. Особый отдел

    Фэентези. Начало в предыдущих статьях. Ссылка на них в конце текста. Чапаев в бою. 1934 г. Художник Петр Васильев Утро…

promo 13vainamoinen august 1, 2013 09:55 8
Buy for 30 tokens
Промо-блок свободен.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments