1917 год ураганом пронесся по православной российской земле. Гонения на Православную церковь, расправы над священнослужителями, уничтожение храмов, церквей, изъятие церковных ценностей. В кровавую багряницу оделась Православная церковь России: первые новомученики предстали перед престолом с молитвой за свой народ.
Пронесся этот ураган и по карельской земле. Судя по данным, в 20—30-е годы XX века подавляющее большинство церквей, храмов, все монастыри и почти все часовни были закрыты и основательно разорены.
Отношение к церкви и духовенству становилось нетерпимым. Начались многочисленные судебные процессы: на скамье подсудимых оказались архиереи, рядовые священники и прихожане, выступившие на их защиту.
В 1918 году за противодействие декрету СНК РСФСР о свободе совести, выразившейся в отказе передать государству духовные учебные заведения, из Олонецкой епархии были высланы видные священники Русской Православной Церкви: ректор, иерей Н. К. Чуков, председатель Совета духовных училищ епархии, священник П. В. Дмитриев, протоирей Метелев, Дроздин. священники Звероловлев, Сперанцев и др.
26 июля 1929 года была закрыта и передана под музей Александро-Невская церковь.
1 февраля 1930 года было принято правительственное решение — прекратить колокольный звон во всех деревнях Ка¬релии, а все колокола передать в фонд индустриализации. Собор Святого Духа передать для показа юношеских фильмов, а 2 марта 1930 года в помещении собора Святого Духа была открыта общественная столовая на 5000 мест. В дальнейшем собор Святого Духа был взорван.
Террор и репрессии, как эпидемия чумы, с огромной силой нахлынули на карельскую землю.
В 1937 году нарком внутренних дел Карелии К. Тенисон отвечая Ежову на приказ 409, по которому с 10 августа в двухмесячный срок надо было закончить операцию по репрессированию, в том числе и церковников писал: «Поп - вредный элемент, крайне нежелательный враг».
Следуя приказу Ежова, были уничтожены: епископ Афанасьев Я. И., Бровков Г. А., Зарубин С. Г., Лузин В. В., Спальвинк. Кречетов В. А.; архимандриты: Оболенский М. И., Соцердотский В. М. и другие священники, около 600 человек», - пишет И. Чухин. Министр НКВД Карелии С. Т. Матузенко, выступая на XIV областной партконференции, с черным юмором заявил: «Сегодня на территории Карелии остался один поп, да и то только потому, что болен подагрой и не может ходить. Со всеми остальными попами дело покончено. (Смех в зале)».
К 1930 году из 594 соборов было закрыто 330, из 1724 часовен - 1708, из 16 монастырей не осталось ни одного, из 1370 священников - осталось только 200. К 1936 году осталось по Карелии только 100 церквей и 77 священнослужителей.
Э. СТЕПАНОВА (Неугасимая лампада, Петрозаводск, 2012)
Цифры для сравнения.
Численность населения Карелии в 1926 году – 269,3 тысячи человек (до 1917 года меньше 160 тысяч человек).
Накануне революции в Карелии было 565 церквей, 2127 часовен, 20 монастырей и 35 благочиннических округов. В храмах трудились 1370 священнослужителей, пастырей готовила Олонецкая духовная семинария; действовали 324 церковно-приходских школ и 2 духовных училища; 44 карельских и 27 вепсских церковно-приходских школ.
В течение многих лет в Карелии действовало всего четыре храма: два в Петрозаводске и по одному в Сортавале и Олонце (в середине 1980-х гг. был зарегистрирован православный приход в Сегеже).
В год воссоздания, в 1990 г., в Петрозаводской епархии действовали всего 5 храмов с 6 священнослужителями.
Численность населения Республики Карелия в 2012 году - 639,7 тысяч человек.
Сегодня в епархии 75 действующих приходов, 7 монастырей, 83 храма, 155 часовен, 97 священнослужителей.
Если сравнивать жёсткие цифры статистики, то православие в Карелии ещё только начало восстанавливаться. За двадцать лет, конечно сделано много, но… сравнивая цифры сами делайте выводы. До 1913 года, с которым любили сравнивать статистические показатели в СССР, очень и очень далеко.
Так до 1917 года один храм был приблизительно на 450 жителей (это не считая часовен). Сейчас один храм на 8 тысяч жителей. А по России один храм на 10-15 тысяч человек.
Journal information