Самогонки тоже не было. Северные ягоды: брусника, клюква – слишком кислые и не годятся для сбраживания. Сахар тогда ещё был очень дорогой, чтобы переводить его на алкоголь. Не редкость, в бедных семьях пили чай не в прикуску, а в приглядку, т.е. подвешивая кусочек сахара на нитке над столом.
Конечно, готовили и пили медовуху. Но этот напиток некрепкий и тоже недешёвый.
Поэтому на застольях в праздники больше налегали на чай. Хозяйка не успевала ставить всё новые ведёрные самовары. За вечер, гости, с пирогами, рыбниками, баранками и бубликами могли выпить десяток чашек ароматного чая.
Пить водку в праздники стали с двадцатых-тридцатых годов ХХ века. Коммунисты отменили государственную монополию на водку, и она стала продаваться повсеместно. Цена на неё стала в разы дешевле.
Но главное, по деревням стали ездить разные уполномоченные, комиссары, представители, проверяющие и всякие прочие, обладающие в ту пору нешуточной властью, люди. Естественно, что крестьяне, опасаясь каких-то репрессий от этих людей, старались их задобрить, ублажить. Самый простой и действенный способ накрыть стол и угостить водкой. С тех пор редкое застолье обходилось без водки.
Так и началось массовое спаивание народа.
Journal information