Алексей Востряков (13vainamoinen) wrote,
Алексей Востряков
13vainamoinen

Кулачные бои в день Святого Макария.

История Святого Макария имеет своё продолжение. В Косельге в его честь была построена часовня. 7 августа, именно в тот день, когда Святой Макарий был избит косельжанами, праздновался его престольный праздник.
«…В этот день здесь устраивались кулачные бои, и вовсе нешуточные. Бывшие язычники косельжане вступали в драку с кижанами. Макарьев день обязательно должен был завершиться кровью. Но во время праздника (одно другому не мешало) проводили и конные заезды, поэтому многие гости, любители посостязаться в сноровке верховой езды, приезжали на лошадях.
Драку обыкновенно начинали уже под вечер, когда кончались застолья и накопившаяся в крови энергия требовала выхода. Начинали жители Конды. К ним присоединялись вертиловцы. Парни же из кижских деревень Корбы и Кузнецы дрались не на стороне кижан, а на стороне бывших язычников, поскольку их бог Корба тоже был побит Макарием. Сенногубские в драку старались не ввязываться, а лишь морально поддерживали язычников своей волости. А если кижане начинали побеждать, тогда, случалось, тоже вступали в драку. Сенногубцев поддерживали ребята из Леликово. Нечасто, но выпадали и такие праздники, на которых кулачные сражения принимали затяжной характер, когда в них вступали всё новые и новые силы».
Традиция эта существовала, без малого, триста лет, вплоть до тридцатых годов прошлого века. Советская власть, мягко говоря, не приветствовала соблюдение старинных обычаев.
После Великой Отечественной войны косельжане вернулись в родную деревню из эвакуации и с фронта. Как в прежние времена, жители деревни Косельга снова стали отмечать свои деревенские праздники, привели в порядок часовенку Святого Макария. Сразу после войны коммунистам было не до борьбы с религией.


По-прежнему отмечался и день Святого Макария. «И вот один из жителей этой деревни после колхозной работы, под вечер, выпил стакан-другой самодельной бражки и вышел на деревню. Видит — спокойно. Никто вроде и не празднует. И так ему стало обидно, что он вернулся домой и выпил ещё не одну чарку. Вышел снова на крыльцо, погрустил и стал жаловаться своим домашним:
- Где праздник-то? И праздника-то нету. Вот ведь раньше... Эх, да что там говорить, вот выйдешь бывало на улицу...»
Пошёл было задираться к местным комсомольцам, но это были уже другие люди с другими интересами и желаниями. Драться они отказались. Так и бродил неприкаянно по деревне пока где-то не упал и расквасил себе нос в кровь.
Простояла часовня Святого Макария с начала XVII века до лета 1988 года. «Стояла бы и дольше, возможно, дождалась бы возрождения деревни. Или же сама часовня удостоилась бы внимания быть перевезённой на остров Кижи. Но ей была уготована иная участь, и поступили с ней явно не по-христиански. Местные власти иногда творят, что хотят, считая, что всё на территории сельского совета принадлежит лично ей, власти. И вот пришла в своё время на эту должность молодая энергичная женщина. Одинокая, не обременённая семейными заботами, казалось, что на первых порах она с удвоенной энергией возьмётся за дело. Нельзя сказать, что она не пыталась чего-то добиться, чтобы жители острова не чувствовали своей оторванности от жизни и проблем времени, от потока современной культуры, информации. Но люди, присмотревшись к её делам повнимательнее, увидели, что в этих заботах она очень уж много места отводит себе и своим близким людям. Ту же часовню в Косельге, стоявшую вроде бы без всякого присмотра, она подарила на день рождения своему другу из деревни Лонгасы. Тот перевёз сей славный храм на своё подворье и соорудил из исторических брёвен хороший сарай».
Но я думаю, что в этой истории ещё рано ставить точку. Поэтому в конце данной истории будет – запятая.

(Иван Костин. Были и предания Заонежья. Петрозаводск, 2011)
Tags: Карелия, православие
Subscribe

promo 13vainamoinen august 1, 2013 09:55 8
Buy for 30 tokens
Промо-блок свободен.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments