Алексей Востряков (13vainamoinen) wrote,
Алексей Востряков
13vainamoinen

Поющий камень.

Река Охта, протекающая по таежным, заповедным местам Беломорского края, не только один из наиболее известных и любимых карельских маршрутов туристов-водников (ежегодно, за летний сезон, по Охте сплавляются, в среднем, до шести тысяч туристов со всей России), но и одна из самых загадочных рек республики.
В народной памяти еще до сих пор сохранились обрывки древних преданий и легенд о неких камнях, поставленных невесть кем в таких глухих местах по берегам реки, где даже местные жители ориентировались с трудом.
Удивительные легенды о карельских камнях собрал в свое время известный журналист Карельского радио Николай Исаев — человек поразительной эрудиции и обаяния.
Вот что говорится в одной из легенд:
«где-то в карельской глуши есть большой валун, древний, как сама земля. И стоит тот валун на скале посреди болот. И поставили тот валун наши предки таким образом, что днем и ночью «поет» он только ему понятные мелодии, но придет к нему человек с добрыми мыслями и светлым сердцем, и поможет ему камень и подскажет как быть, и снимет боль и усталость, и даст ему защиту от зверя лесного и страхов ночных».
А поведал Николаю Исаеву ту легенду один из старожилов небольшой деревеньки Ушково, что стояла на берегу реки Охта.
Искать одинокую глыбу, затерянную в карельской лесной глуши, так же непросто, как выискивать иголку в стоге сена. Однако, в конце концов, любитель-исследователь Алексей Попов с друзьями нашёл этот камень. Вот что он пишет в своей книге*:

«Вышли-таки к небольшой скалистой возвышенности, поднявшись на которую увидели на самой ее вершине камень-сейд, установленный на своеобразную плоскую каменную подпорку. Скорее услышали, потому что именно это было нашим первым впечатлением. Камень «пел»! Сильный ветер прорывался сквозь узкую щель между плоской вершиной скалы и нижней частью камня благодаря той самой каменной подпорке, которую мы увидели как только подошли ближе. Ощущение было незабываемое. Звуки были очень мелодичными; иногда они напоминали маршевую многоголосицу оркестра, а иногда — выводимую одиноким путником где-то высоко в горах задушевную мелодию свирели. Все зависело от силы ветра и, что самое невероятное, от положения камня, который иногда его меняет, раскачиваясь вперед-назад, вправо-влево. Другими словами, плоская каменная подставка необходима не только для того, чтобы сделать специальный «зазор» между вершиной скалы и камнем, благодаря чему, собственно, и возникают звуки, но и выступает в качестве своеобразного «шарнира». Камень как бы балансирует на этой подставке, что наблюдалось даже невооруженным глазом. Это происходило и в моменты полного отсутствия ветра, хотя мы прекрасно понимали, что никакой ветер не в состоянии покачнуть монолит подобных размеров.
Создавалось совершенно определенное впечатление о «рукотворности» данной «композиции». Вокруг камня возвышались деревья и кустарники, и только в одном направлении открывался естественный проход, не заросший деревьями, который давал возможность свободного движения ветру. В эту-то сторону и был ориентирован камень.
Вокруг камня — идеально утоптанная площадка, хотя каких-либо свежих следов мы так и не обнаружили, Видимо, приходили к этому камню издревле. Кто и зачем.
какие ритуально-магические обряды совершались здесь — об этом можно только догадываться».
«Кстати, в 1972-м году экспедицией Карельского Филиала Академии Наук СССР, которой руководил археолог А. П. Журавлев, на Колгострове в Онежском озере была сделана уникальная находка камня-валуна, который обладал оригинальным свойством издавать мелодичный звук при ударе о его верхнюю часть небольшим булыжником. Валун этот до сих пор известен в местной традиции как «Звонкой» камень.
«Звонкой» камень представляет собой крупный природный валун с уплощенной верхней частью, имеющей многочисленные следы ударов. Он имеет трещину, которая образует резонирующую полость, с чем и связан упомянутый акустический эффект. Он был обследован специалистами Петрозаводской консерватории. Полученные результаты позволили выдвинуть гипотезу о его использовании в качестве самозвучащего музыкального инструмента, получившего название литофона. «Звонкой» камень в местной традиции до сих пор сохраняет явно культовое назначение. Считается, что звук, издаваемый камнем снимает у человека боль, приводит в равновесие его психические и духовные силы. Обнаружение в расщелине «Звонкого» камня фрагментов асбестовой керамики позволяет предполагать использование его в качестве культового объекта еще в позднем неолите — конце третьего — начале второго тысячелетия до н.э. древнесаамским населением, проживавшим в этих краях».

Алексей Попов рядом с поющим камнем.


*А.Попов, Древние тайны Карелии или гиперборейская традиция Карелии. Москва, 2008.
Tags: Карелия, камни
Subscribe

promo 13vainamoinen august 1, 2013 09:55 8
Buy for 30 tokens
Промо-блок свободен.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments