
Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова даёт два определения слова «бдеть»:
1. Бодрствовать, проводить время без сна.
2. Неусыпно заботиться (о чём-то), следить за чем-нибудь.
Что же под бдением понимает православная Церковь? Продолжаю читать книгу преп. Иоанна Лествичника «Лествица, или Скрижали духовные». Слово 20. О бдении телесном: как мы чрез него достигаем духовного, и как должно оное проходить.
Преп. Иоанн пишет: «Бодрственное око очищает ум, а долгий сон ожесточает душу».
И далее:
«5. Бдение есть погашение плотских разжжений, избавление от сновидений, исполнение очей слезами, умягчение сердца, хранение помыслов, лучшее горнило для сварения принятой пищи, укрощение злых духов, обуздание языка, прогнание мечтаний.
6. Бдительный инок есть ловец помыслов, могущий удобно их усматривать и уловлять в тишине ночи».
Всё перечисленное, разумеется, относиться только к монахам и осуществимо в замкнутом мире монашеской кельи. А нужно ли бдение мирянину? И в какой степени?
Ведь уж больно разные у монахов и мирян задачи: «Купец считает свой прибыток по прошествии дня; а духовный подвижник по совершении псалмопения».
Над мирянином всегда довлеет забота о материальном достатке, о необходимости зарабатывать деньги себе на жизнь, а часто и на жизнь близких людей, которые сами это сделать не в состоянии. До бдения ли ему?
На самом деле слова Иисуса Христа (Евангелие от Марка): «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время....А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.» - как раз об этом, о бдении всех христиан, независимо от того, где они находятся и что исполняют.
Journal information