Мой товарищ Володя квартиры вообще не имел, жил с семьей в школе. В здании школы №30 имелась служебная квартира для дворника/сторожа. Володя туда устроился на работу по совместительству, и мог жить в этой квартире прямо в школе. В очереди на жилье он был вторым.
Его жена работала в «Агрохимии». В следующий раз начальство «Агрохимии» решило схитрить, и одним выстрелом убить сразу двух зайцев, снова предоставить квартиру своему работнику. Следующую двухкомнатную квартиру разделило пополам: одну комнату получила жена Володи от «Агрохимии», другую Володя от станции химизации. Тот, кто был с нашей стороны в очереди первым, из-за такой комбинации вынужден был уступить свою очередь Володе.
Погуляли тогда у него на новоселье от всей души.
В то время было невозможно представить, что кто-то кому-то будет давать взятки. Каждое действие руководителя под тройным контролем: партийным, профсоюзным, комсомольским, а также всего коллектива сотрудников. Каждая выделенная предприятию квартира обсуждалась всем коллективом. По малейшему поводу несправедливости люди сразу же писали заявление в вышестоящие органы. Каждое такое заявление рассматривалось под микроскопом. Если действительно находили какие-то нарушения, реакция сверху была быстрой и жесткой. Замеченный в махинациях руководитель легко мог потерять свою работу, или сесть в тюрьму.
Единственное место, где могли быть возможны какие-то махинации с квартирами – это Горсовет и ЖЭУ. В Горсовете была своя очередь, в которой стояли те, кто по каким-то причинам не мог получить квартиру на предприятии: учителя, врачи, пенсионеры, инвалиды и так далее. Была общая очередь, но были свои очереди у учителей, медицинских работников, инвалидов, многодетных матерей, ветеранов труда и войны. Общая очередь двигалась очень медленно. Но различные льготники постоянно получали квартиры. Комиссия Горсовета распределяла квартиры, руководствуясь обычно политическими мотивами. К Дню учителя выделяли квартиры учителям, к Дню медицинского работника – медикам. Партия приняла постановление об инвалидах, сразу же выделись квартиры группе инвалидов.
Еще одно узкое место – ЖЭУ. У руководителя ЖЭУ имелся в руках так называемый «маневренный фонд» - это квартиры, в которые временно заселяли семьи из домов, поставленных на капитальный ремонт. Иногда, если людям временная квартира из маневренного фонда нравилась больше, чем их прежняя, они могли в ней остаться.
В 1985 году в СССР к власти пришел М.С.Горбачев. Партия стала слабеть, жесткий контроль за исполнительными органами власти практически исчез. Менялись приоритеты. В СМИ появились статьи о том, что быть богатым не так и плохо. Власть перестала оперативно реагировать на жалобы трудящихся. В это мутное время у чиновников и появилось реальная возможность обогащаться за счет населения. Эти, последние пять лет советской власти и вспоминают, наверное, блогеры, как время когда в Советском Союзе брали взятки.
Journal information