Директор столовой на Красной, к которому я зашел по одному делу, показал в окно: «Посмотрите! Как только выносим пищевые отходы, возле мусорного контейнера выстраивается очередь. Бывает, люди даже дерутся из-за отходов». Видно было, что он из-за этого переживает. Человек всю жизнь посвятил приготовлению пищи, он, наверное, с трудом осознавал, что люди от голода могут опуститься до такого, чтобы есть пищевые отходы из мусорного бака. Я сам видел подобное неоднократно.

Это современная фотография. Бомж ищет не еду, а алюминиевые банки и бутылки, чтобы их сдать и купить алкоголь и закуску.
Плохо одетый человек, стоял в узком коридорчике, через который народ шел в столовую. Зайти внутрь человек не решался. Из столовой вышли две девушки, в руках несли тарелки с салатом. У одной тарелка накренилась, салат посыпался прямо на грязный, затоптанный пол. Девушки засмеялись и побежали в сторону своего офиса. Нищий быстро наклонился, стал собирать салат прямо с пола руками, запихивать в рот.
Только Его Величество ГОЛОД способен заставить человека есть с пола, из мусорного бака. В истории России такое уже было, например, в войну в лагерях, когда некоторые сильно истощенные люди – доходяги, не выдерживали голода, опускались до того, чтобы подбирать и есть, выбрасываемые из столовой пищевые отходы. Или, например, в фашисткой оккупации, когда умирающие от голода матери отправляли детей собирать пищевые отходы возле немецких солдатских столовых. Представить такое в мирное время было невозможно.
В создавшихся условиях народ пытался выжить любой ценой, естественно, не все голодали так, как описано выше, но недоедали многие.
Девушка на остановке рассказывала подруге, как встречала Новый год: «Никогда такого Нового года у нас в семье не было. Пили пустой чай без сахара, закусывали картошкой с солью».
Мне рассказали. Мать и сын, оба инвалиды. Пенсии по инвалидности перестали платить, задержки были на несколько месяцев. Всю осень собирали в лесу грибы, хорошо год был урожайный. По случаю купили немного картошки. Практически на одних этих продуктах прожили всю зиму. Выжили.
Мать одиночка с дочкой школьницей (потом вместе с этой женщиной работали в одной страховой компании), учительница в школе. Зарплаты не хватало даже на еду. Осенью все свободное время ездила на продуктовые склады, перебирала овощи. Денег за эту работу не платили, но можно было взять немного овощей. Замариновала десятки банок овощных закусок. Выжили.
В девяностые, пригородный совхоз им. Зайцева разрешал горожанам собирать клубни картофеля, которые остались на полях после уборки урожая. Десятки пожилых людей поздней осенью ехали в пригородных автобусах с тележками и мешками в сторону Шуи. Выжили. Но не все.
Я работал тогда на Станции химизации с/х, ведущий специалист, зарплата 2,5 тыс. (уже выросла). Цен на продукты не помню, но покупал кроссовки на рынке за тысячу рублей. Почти половина зарплаты. Откуда деньги? Пришлось вспомнить профессию рабочего. Домашнего телефона не было (мобильные еще не изобрели), в выходные приезжал на центральный рынок, за час набирал клиентов на неделю: одному вставить замок, другому покрасить ванную комнату, третьему построить теплицу на даче. Халтурами за месяц заработал 15 тыс.
Есть данные статистики, начиная с 1993 года, население РФ стало сокращаться ударными темпами, около 1 миллиона в год, так называемый «русский крест» - кривая рождаемости падала, а кривая смертности устремилась высоко вверх.
Продолжение этой темы смотрите здесь:
Лихие 90-е
Journal information