Алексей Востряков (13vainamoinen) wrote,
Алексей Востряков
13vainamoinen

Category:

Участие священнослужителей в крестьянских волнениях


Расстрел восстания крестьян в Кижах. Художник М.Макарьевский.

«Известно, что многие священно- и церковнослужители оказались на стороне восставших прихожан в период крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева.

Аналогичной была позиция клира Олонецкой епархии и во время восстания приписных крестьян 1769–1771 гг. Из «ведения» Сената, присланного в Олонецкую духовную консисторию, явствует, что следствием были установлены многочисленные факты участия церковников в волнениях. Так, священники Кижского прихода служили молебен за победу своих вооруженных рогатинами прихожан над правительственными войсками. Священник Типиницкого прихода в ответ на требование оказать содействие в подавлении восстания, сказал офицеру «грубо, что ему нет дела ни до чево». На следствии он заявил, что специально «острекал себя, дабы после крестьяне за то на нево не злобились и не щитали бы, что он, священник, имел с ним, капитаном-исправником, какой совет». Это объяснение можно признать универсальным. Священники остро ощущали свою зависимость от крестьян и боялись потерять их «доверенность». Об этом говорят и другие примеры. Священник Тубозерского прихода подписался под крестьянским рапортом, «наполненным грубостию». Дьячок Иван Данилов из Кижского погоста лично участвовал в столкновениях с войсками и даже на поле брани отобрал у офицера кушак. Вывод, сделанный в «ведении» на основании всех приведенных фактов, однозначен. «Оказалось, что живущие в противящихся погостах священно- и церковнослужители одного с ними, крестьянами, согласия». Это общероссийская закономерность. Современные авторы исследований приходской этнографии подчеркивают сохраняющуюся в XVIII–XIX вв. тесную взаимосвязь между крестьянским миром и приходским духовенством. Она наиболее отчетливо проявлялась «во время эпидемий, в неурожайные годы, при проведении жестких, «непопулярных» правительственных мер, ведущих к обнищанию паствы».

С начала XIX и вплоть до ХХ века власть все решительнее стремилась поставить под свой жесткий контроль деятельность священнослужителей, снизить их зависимость от крестьян. Для этого был принят ряд законов улучшающих материальное обеспечение клириков. Причтам регулярно стало выплачиваться казенное жалованье, увеличились церковные земельные наделы. Священники перестали избираться прихожанами, а стали централизовано назначаться в приходы церковной властью. Назначаемые священники теперь имели специальное образование, полученное в семинарии. На священнослужителей возлагались дополнительные обязанности свойственные государственным чиновникам: функции ЗАГСа – регистрация браков, рождений, смертей; функции отдела народного образования – организация приходских школ; функции надзора – ведения обязательных журналов исповеднического учета.

«Согласно именным указам Петра I от 8 февраля 1716 г. и 17 февраля 1718 г. иереи обязывались ежегодно составлять полный список исповедавшихся, не посетивших исповедь и «записных раскольников». Копию этого списка надлежало представлять в консисторию, а также в судебные органы».

«Устав духовных консисторий прямо предписывал священникам наставлять народ в духе «благонравия и послушания властям». И документы показывают, что это предписание выполнялось. Так, в 1906 г., во время крестьянских волнений, священник Ухтинского Вытегорского прихода описывал свою деятельность по предотвращению крестьянских волнений: «Предвидя печальные последствия от ожесточенных массовых движений народа и в силу своего пастырского долга, я быстро употребил меры внушения и убеждения прихожан. В домах их и в храме Божием я объяснил им точный смысл гражданской свободы, направленной к соблюдению законности и правопорядка, а не к проявлению злого произвола и насилия, говорил о неприкосновенности личности и имущественной собственности». В итоге дело закончилось не волнениями, а коллективным богомольем за здравие императора».

Из последнего примера видно, что государству в целом удалось переломить ситуацию в свою пользу. В большинстве своем, в последние годы перед революцией, священники чаще отстаивали интересы не крестьянского мира, а государственной власти.

Текст написан по материалам книги:
Пулькин М.В. Православный приход и власть в середине XVIII – начале XX в. (по материалам Олонецкой епархии). Петрозаводск: Карельский научный центр РАН. Институт языка, литературы и истории. 2009 г.

Посты по этой теме:
Кто, и на какие средства строил храмы в Олонецкой епархии
Борьба церковных и светских властей против строительства часовен
Источники приобретения церковного имущества
Право выбора священнослужителя
Из чего складывались доходы священнослужителей 1.Земельные наделы
Из чего складывались доходы священнослужителей 2.Руга
Из чего складывались доходы священнослужителей 3.Плата за требы 4.Казенное жалованье

Tags: #Карелия, #православие, православие
Subscribe

promo 13vainamoinen august 1, 2013 09:55 8
Buy for 30 tokens
Промо-блок свободен.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments