Алексей Востряков (13vainamoinen) wrote,
Алексей Востряков
13vainamoinen

Category:

Право выбора священнослужителя



С древнейших времен в православии у приходских людей существовало право выбора священника. Начиная с XVIII века права выбора мирянами клира, постепенно ограничивалось законодательно и сложившимися традициями приходской жизни. «Логическим итогом процесса стала полная отмена выборов духовенства».

«В XVIII в. приходская традиция выборов духовенства подкреплялась авторитетным словом Духовного регламента. Петровское законодательство оставляло за прихожанами широкие права в подборе кандидатов на священно- и церковнослужительские должности. Именно прихожане в соответствии с законом должны были определить, что претендент на место в составе клира «человек жития доброго и неподозрительного, а именно: не пьяница, в домостроении своем не ленивый, не клеветник, не сварливый, не любодеец, не бийца (т.е. тот, кто бьет, склонный к дракам.– М.П.), в воровстве и обмане не обличенный».

В архивах встречаются примеры подобного выбора, например, «дьячков сын Иван Ерофеев в 1788 г. представил в Синод прошение, в котором заявлял, что прихожане Ильинской церкви Салменижской волости выбрали его на место престарелого отца. «По резолюции Преосвященного» дьячок был «призван к слушанию» и оказался «в книжном чтении исправным». «По незнанию ж нотного пения обучен оному в Свирском монастыре».

«Крестьяне Кижского прихода в 1795 г. «выбрали во священника по благоповедению» дьячка Петра Иванова». Но оказалось, что вместо него «стремится желанием поместиться» пономарь Яндомозерского прихода Илья Петров. Его кандидатуру крестьяне, как видно из прошения в адрес епископа, требовали отклонить, «поскольку он, Петров, по незрелому изучению в грамоте худо читать умеет, а петь и вовсе не знает, почему и не может быть в управлении крылоса надежным». Епископ утвердил выбранную крестьянами кандидатуру.

«Крестьяне, построив на свои деньги церковь и обеспечив причт, считали себя вправе решать любые спорные религиозные вопросы по собственному усмотрению, без оглядки на консисторию и епископа».




Первым этапом пути ограничения выбора священнослужителей стал сам «Духовный регламент, который предоставлял преимущества при распределении церковных должностей тем кандидатам, которые имели дипломы учебных заведений (семинарий). Позднее проблема образовательного ценза была разработана в законодательстве более подробно».

«В 1775 г. епископ, как видно из резолюции, отказал в рукоположении сыну священника Тихону Иванову «за незнанием книгочтения, пения, катехизиса и понеже женат весьма не вовремя». В 1780 г. другой кандидат, сын пономаря Иван Степанов, как видно из его прошения в адрес Синода, предъявил в консистории «выбор», составленный прихожанами, но без объяснений был отправлен назад. Синод, к которому неудачливый претендент обратился с жалобой, поддержал епископа, ссылаясь, как видно из указа, на «неисправность» церковника в «чтении».

С 1754 г. прихожане лишаются права «самостоятельно определять необходимое число церковников в приходе: вводились штаты».

«Синодальное постановление 1722 г. в качестве прихода рассматривало единицу в 100–150 дворов. Обратившись к проблеме церковных штатов, правительство Екатерины II потребовало от Синода заново разделить епархии на приходы, «с тем, чтобы на каждый приход приходилось более или менее одинаковое количество прихожан». По новым штатам 1778 г. предполагалось, что приход в 100–200 дворов будет окармливать один священник».

«В XIX в. порядок учета прихожан изменился: в приходах с числом духовенства менее 700 человек полагалось «быть священнику и псаломщику», а если в приходе имелось более 700 душ, в составе причта мог находиться дьякон».

Священников теперь стал назначать епископ. «Так, в 1861 г., обнаружив значительное число вакансий в приходских церквах епархии, олонецкий преосвященный обратился не к прихожанам, а к новгородскому коллеге, который немедленно откликнулся и оказал существенную кадровую помощь. Несколько выпускников Новгородской семинарии прибыли в епархию и были «определены на места, где в них была нужда».

«В начале ХХ в. порядок заполнения вакансий при приходских церквах был поставлен на новую, практическую почву. В 1906 г. епископ Мисаил распорядился, чтобы отныне все освобождающиеся в епархии священнические, дьяконские и псаломщицкие места «объявлялись по епархии вакантными на месяц для предоставления всем желающим занять то или другое свободное место». Объявления об имеющихся в епархии вакансиях следовало публиковать в прессе».

Текст написан по материалам книги:
Пулькин М.В. Православный приход и власть в середине XVIII – начале XX в. (по материалам Олонецкой епархии). Петрозаводск: Карельский научный центр РАН. Институт языка, литературы и истории. 2009 г.


Посты по этой теме:
Кто, и на какие средства строил храмы в Олонецкой епархии
Борьба церковных и светских властей против строительства часовен
Источники приобретения церковного имущества
Право выбора священнослужителя
Из чего складывались доходы священнослужителей 1.Земельные наделы
Из чего складывались доходы священнослужителей 2.Руга
Из чего складывались доходы священнослужителей 3.Плата за требы 4.Казенное жалованье
Участие священнослужителей в крестьянских волнениях

Tags: #Карелия, #православие, православие
Subscribe

promo 13vainamoinen august 1, 2013 09:55 8
Buy for 30 tokens
Промо-блок свободен.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments