Алексей Востряков (13vainamoinen) wrote,
Алексей Востряков
13vainamoinen

Categories:

Кто, и на какие средства строил храмы в Олонецкой епархии


Фото Бориса Босарева.

На территории Карелии, основная часть населения в XIX веке и раньше – государственные крестьяне, которые регулярно стали платить налоги в российскую казну только при Петре Первом. За века народ привык к свободе, в том числе и религиозной, поэтому существующие отношения между приходскими людьми и священнослужителями в Олонецкой епархии значительно отличалась от жизни православных в остальной части России.

Широко известно, что беглые крестьяне из центральной России уходили на Дон к казакам, где можно было укрыться и начать новую свободную жизнь. Менее известно, что бежали и в Карелию. Мой предок, Михаил Востряков, участник крестьянского восстания именно так оказался в этих краях в начале XVII века. Непроходимые леса надежно укрывали беглецов от любых преследователей. В те времена атеистов не было. Мужики, как только обживались в диких лесах, на самом красивом месте строили часовню – для души, для молитвы Богу. Отличие часовни от храма - для храма нужен священник, в часовне миряне могут молиться сами.

Как только государство стало брать под свой контроль местное население – возник конфликт интересов. Мужики привыкли строить часовни и храмы по своему усмотрению, ни у кого, кроме Бога, не спрашивая разрешения. Власть стала вводить ограничения, ставя это дело под свой контроль.

«В 1722 г., появились указы, запрещающие без санкции Синода строить новые церкви: определение Синода от 18 апреля и синодальный указ от 31 октября. Так закладывалась основа нового подхода к строительству церквей. Отныне, прежде чем начать строительство, прихожане сообщали Синоду о владельце земли, на которой предполагалось возвести храм. Им же надлежало изложить «нужду», по которой начато строительство, указать источники обеспечения всем необходимым церкви и служителей».

«Инициатива строительства церкви исходила от сложившейся приходской общины (как правило, в документах упоминаются и церковный староста, и священник «с причетники»). Прихожане просили епископа или Синод разрешить возведение храма и брали на себя обязательство «безо всяких отмен» обеспечивать всем необходимым как церковь, так и причт».

«Решение о строительстве принималось всеми крестьянами на сходе. За духовной консисторией закон оставил право наблюдать за тем, чтобы церкви «сооружались в тех местах, где православные христиане имеют в том надобность», строительство церкви соответствовало «действительным потребностям верующих», а храмы не остались впоследствии «в опустении и небрежении, неприличном святости храма» и чтобы, наконец, церкви не строились среди обывательских домов или слишком близко от них».

Деревянные храмы, которыми сейчас восхищаются туристы в Кижах, возводились безвестными мастерами без всякого плана, лишь в соответствие со своими представлениями о божественной красоте. Церковная власть и в этом деле наводит свой порядок.

«В последнее десятилетие XVIII в. … при строительстве церкви прихожане обязывались представить «план», который после утверждения в консистории становился своеобразным руководством для зодчих. Так, причт и прихожане «упраздненной» (превращенной в приходскую церковь) Сяндебской пустыни направили в адрес епископа Олонецкого и Архангельского Вениамина прошение «о дозволении на место обветшалой деревянной церкви построить новую на каменном фундаменте при коем прошении и план приложили».
«В 1900 г., выделив деньги на строительство храма в деревне Спасская Губа, крестьянин П.С. Макарьев явился в консисторию за «планом». Губернское правление, к которому обратилась консистория, подготовило проект, который после согласования с заказчиком воплотился на отведенном местными крестьянами месте.
Благодаря наличию «планов» регламентация строительства храмов становится все более скрупулезной. Постепенно архиерей включает в свою компетенцию все более широкий круг подробностей проекта будущей церкви (и делает это в соответствии со своими архитектурными вкусами – прим. мое). Например, разрешая в 1796 г. крестьянам из Лоянского прихода возведение церкви, епископ Вениамин в резолюции предписывал: «В строении для прочности вместо окладных бревен положить под все стены каменный ряд и всю ту церковь, ежели можно, снаружи оббить досками под фасон каменного здания».

«Преодолев все бюрократические рогатки, крестьяне приступали к строительству. Храм часто возводили на средства приходской общины. Иногда клир прибегал к сбору средств на территории епархии или даже за ее пределами. В условиях действия тогдашней паспортной системы попытки такого рода сильно затруднялись. Как видно из рапорта Главной полицмейстерской канцелярии, в Петербурге, на квартире полицейского премьер-майора Русакова, были задержаны дьякон Иосифов и дьячок Григорьев, прибывшие из Олонца для сбора средств на ремонт местного храма».

С появлением в Карелии богатого купечества, храмы стали строиться на их благие пожертвования.

«Богатый петербургский купец Трофим Логинов, выходец из Олонецкого уезда, завещал 7000 рублей на строительство церкви в родной деревне».

«Сходному порядку строительства церквей было уготовано большое будущее в XIX–начале ХХ в. Известный благотворитель, купец М.П. Пименов в 1842 г. на свои средства построил храм в с. Шокше. Это стало примером для многих других радетелей».

«В Виданском приходе в течение XIX в. обе церкви были перестроены за счет средств представителей торгового сословия, «вследствие совершенной бедности» местных жителей. В деревне Константиновские Пороги церковь возвели за счет частных пожертвований, но лес для строительства предоставил хозяин фирмы «Громов и компаньоны» Ратьков–Рожнов. В конце XIX в. церковь в Тудозерском приходе возвели «на средства известной своей широкою благотворительностию вытегорской купчихи Е.И. Матвеевой». В 1896 г. церковь во имя Пророка Илии возвел на свои средства санкт-петербургский купец Е.И. Капустин, он же «снабдил ее всем необходимым для богослужения».

«В то же время в XIX – начале ХХ в. не исчез прежний общинный порядок строительства церквей всем миром. В 1820 г. такое решение приняли крестьяне Деревянского прихода. Объясняя свою щедрость, они писали: «Состоящая в нашем погосте деревянная колокольня так обветшала, что клонится к падению и приводит в страх во время производства звона в ней». В 1863 г. вместо аварийной церкви в Гимольском приходе местные жители возвели новую, «тщанием прихожан и на сборную сумму».

«Так, 1909 г. состоялось освящение храма в Тихмангском приходе Вытегорского уезда. Епархиальная печать подчеркивала роль инициативы прихожан в решении всех финансовых вопросов: «Не на капиталы особых пожертвователей и не на богатые вклады благотворителей, а исключительно на копейки и рубли самих прихожан построены Тихмангские храмы».

Из бюджета государства на строительство храмов в XIX веке деньги выделялись крайне редко.

«Так, в 1861 г., оценивая ситуацию, сложившуюся в строительстве церквей, олонецкий преосвященный указывал, что за счет казны возводят храм в Петрозаводске, а во всех прочих частях епархии церкви строятся «частным способом». Исключением стало строительство церкви в Веральском приходе Каргопольского уезда. Здесь местный священник, «умудренный житейским и служебным опытом о. Василий», обратился через консисторию в Святейший синод и получил деньги (1500 руб.) на постройку храма, лес для которого бесплатно заготовили прихожане».

«К 1910 г., по данным отчетов уездных исправников, в Петрозаводске и Петрозаводском уезде имелось 114 церквей, Олонце и его уезде – 68, Лодейном Поле и уезде – 85, Вытегре и уезде – 70, Каргополе и уезде – 126, Пудоже и уезде – 42, Повенце и Повенецком уезде – 58 церквей. Общее количество церквей и соборов по епархии составило 573».

Текст написан по материалам книги:
Пулькин М.В. Православный приход и власть в середине XVIII – начале XX в. (по материалам Олонецкой епархии). Петрозаводск: Карельский научный центр РАН. Институт языка, литературы и истории. 2009 г.

Посты по этой теме:
Кто, и на какие средства строил храмы в Олонецкой епархии
Борьба церковных и светских властей против строительства часовен
Источники приобретения церковного имущества
Право выбора священнослужителя
Из чего складывались доходы священнослужителей 1.Земельные наделы
Из чего складывались доходы священнослужителей 2.Руга
Из чего складывались доходы священнослужителей 3.Плата за требы 4.Казенное жалованье
Участие священнослужителей в крестьянских волнениях

Tags: #Карелия, #православие, православие
Subscribe

promo 13vainamoinen august 1, 2013 09:55 8
Buy for 30 tokens
Промо-блок свободен.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments