Алексей Востряков (13vainamoinen) wrote,
Алексей Востряков
13vainamoinen

Categories:

Монастырь в разбойничьем краю

Адриано-Ондрусовской пустыни со временем предстояло стать своеобразным береговым подворьем Валаамского монастыря...

v_6

Основал ее боярин Андрей Завалишин, принявший постриг на Валааме.
«Познав сладость пустыннаго жития, — говорит "Олонецкий патерик", — Андрей оставил славу, могущество, сан, облекся в одежду нищеты и смирения и ушел в Валаамскую обитель, где после продолжительного искуса, сподобился великого ангельского образа и наречен Адрианом».
Адриан Ондрусовский — ученик Александра Свирского. Ему первому открыл преподобный тайну отшельнического жития.
Благословение, данное во время второй встречи: «Бог да благословит тебя, чадо, и умножит всех благих изобильно», Адриан Ондрусовский пронес через свое иноческое житие. Вся его иноческая жизнь — это весть, которую некогда сообщил ему преподобный Александр...
Прежде, чем приступить к изложению этой, словно из приключенческого романа списанной истории, надо подробнее рассказать о географическом положении пустыньки, основанной Адрианом.
Находилась она на полуострове, на восточном берегу Ладожского озера... И хотя не так и сильно удалена пустынька от населенных пунктов, но попасть сюда непросто.
С суши путь преграждают топкие болота.

v_5

Очевидно, этим и объясняется то, что остров Сала, являющийся продолжением Ондрусовского мыса, издавна был облюбован озерными разбойниками-пиратами в качестве надежного укрытия. Кстати сказать, и само название мыс получил от имени обитавшего здесь разбойника Ондруса.
Нетрудно догадаться о досаде пиратов, обнаруживших, что вблизи их укровища обосновались монахи-отшельники. Явившись к Адриану, атаман потребовал, чтобы святой убирался прочь.
«Скорбно было преподобному расстаться с местом, благословенным ему на жительство святым его наставником. Он умолял гонителя оставить мирное убежище труженикам Божиим. Не имея ни сребра, ни злата, чтобы предложить выкуп разбойнику, Адриан обещал ему ходатайствовать о нем в молитвах своих перед Господом, советуя ему притом покинуть пагубный промысел. Разбойник, не понимая пустынника, посмеялся словам его, но потом, Божиим произволением, слезы Адриана смягчили ожесточенное сердце грабителя и отшельники были им оставлены в покое».

v_4
Разбойник Кудеяр. Художник Игорь Тихонов.

Между тем Ондрус был не единственным пиратом на Ладоге. На южном берегу озера, на столь же трудно доступном со стороны суши Стороженском мысу, обитала другая пиратская шайка. Места для разбойного промысла были подходящие. Между островом Сала и Стороженским мысом собираются в единое русло три большие реки — Свирь, Оять и Паша... В купеческих судах недостатка не ощущалось. Как дальнее эхо древнего промысла, звучат здешние названия: Разбойная кара... Медвежья кара... Черная кара...
В общем, все было, должно быть, как в рассказе старца Иоаннушки из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»:

Господу Богу помолимся,
Древнюю быль возвестим,
Мне в Соловках ее сказывал
Инок, отец Питирим.
Было двенадцать разбойников,
Был Кудеяр — атаман,
Много разбойники пролили
Крови честных христиан...


И, как и положено, между Сальской и Стороженской «группировками» время от времени проходили разборки. И вот наступил день, когда обе шайки встретились. Счастье изменило сальским пиратам. Их предводитель попал в плен. Скованный, лежал он в ладье врага. И тут, в ожидании страшных мучений и смерти, и вспомнились ему обещания пустынника. Раскаянье возникло в суровой душе, и вот — о, чудо! — он увидел перед собою Адриана.
— Милосердием Господа, ради которого я просил у тебя пощады братству нашему, ты свободен! — сказал отшельник, и оковы упали с разбойника — он очутился на берегу, но Адриана уже с ним не было!
Недоумевающий разбойник побрел в обитель преподобного и здесь нашел Адриана, который никуда не отлучался из монастыря, всю ночь проведя на обшей молитве...
Адриан же нисколько не был удивлен.
Он разъяснил, что причина чуду — не он, а сила Божия, вспо¬моществующая по молитвам работающих Ему.
Разбойник пал к ногам преподобного и попросил научить слу¬жению Господу. Он остался в монастыре, и здесь и закончил, в молитвах и покаянии, свою жизнь.

Столь же успешным было «перевоспитание» Адрианом и обитателя Стороженского мыса. Пробудилась совесть и у этого пирата...
Все произошло, как в поэме Н.А. Некрасова:

Сон отлетел; опротивели
Пьянство, убийство, грабеж,
Тени убитых являются,
Целая рать — не сочтешь!


Раскаявшийся пират основал на месте разбойничьего вертепа иноческую обитель и постригся в монахи сам, и вся его шайка. Раскаяние его было столь велико, что Господь прославил раскаявшегося грешника после кончины многими чудесными знамениями, и он почитается, как преподобный Киприан Стороженский.
Преподобный Адриан Ондрусовский был одним из образованнейших людей своего времени...
Существует предположение (его высказал в 1905 году историк А. Петров), что Адриан и был автором знаменитой «Валаамской беседы» — одного из популярнейших на протяжении двух веков сочинений...

«Месяца сентября в 11 день пренесение мощей преподобных отец наших Сергия и Германа, Валамскаго монастыря началников, из великаго Новаграда в Корельской уезд, во обитель всемилостиваго Спаса, на остров Валам, на езере Неве. — Записывал тогда преподобный Адриан. — И написан бысть образ их, Сергия и Германа, по благословению иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа великаго Новаграда, новаго чюдотворца. И исписав сие утвержение и исправление святым божиим книгам и утвержение православныя християнския веры, на их память чести. Сице обличение на еретики и на неверныя вся, победа и одоление на царевы враги, и попрание на вся премудрости их. Беседа и видение преподобных отец наших, игуменов Сергия и Германа Валамскаго монастыря началников, иноков, о Бозе на болшее спасение. И достоит тому тако быти. Провидели святыми божествеными книгами в новей благодати царей и великих князей простоту и иноческую погибель последняго времяни будет. Послушаем сего, отцы и братия, со умилением и вниманием. Благослови Отче».

«Валаамская беседа» — выдающийся памятник русской исторической публицистики середины XVI века, сокрушить который тщится уже не одно поколение историков...

v_3
Царь Иван Грозный. Художник Андрей Шишкин.

В правление Иоанна Грозного достигает своего апогея земная слава Адриана Ондрусовского. Господь судил ему стать крестным дочери царя Иоанна Грозного...
Предание говорит: чтобы упрочить долгоденствие и здравие ожидаемого младенца, бояре, руководствуясь древним суеверием, посоветовали царю взять в восприемники первого попавшегося путника... Опять-таки, поскольку считалось, что встреча с монахом в таком случае приносит несчастье, отдан был приказ, чтобы ни один черноризец, под страхом смертной казни, не смел показываться на улицах, пока не будет совершено крешение царственного младенца.
В ночь на первое августа 1549 года у царя Иоанна Грозного родилась дочь. Велено было привести с улицы первого встречного. Едва посланец вышел из царских палат, он с ужасом увидел пред собою престарелого инока!
Когда его ввели в царские покои, приближенные узнали в чернеце Завалишина. Заподозрив, что все это подстроено, царь разгневался.
— О, злобесный собачий умысел! — вскричал он. — А ты окаянный, как же ты, позабыв про свой иноческий сан, согласился участвовать в нем?!
Однако святой Адриан не устрашился.
— Великий Государь! — с безмятежным спокойствием отвечал он. — Повели справиться: еще вчера вечером я был за сто слишком поприщ от престольного твоего града и сам недоумеваю, как очутился здесь.
Иоанн Грозный приказал послать гонцов, чтобы проверить сказанное, но слова преподобного полностью подтвердились. Царь узрел в этом событии Волю Божию и велел назначить святого Адриана восприемником своей дочери.
Крещение царской дочери — последнее из известных нам земных деяний преподобного Адриана Ондрусовского...
На обратном пути из Москвы, «Господь судил блаженному старцу окончить земное поприще мученическою смертию и стяжать венец страстотерпца».
Случилось это так...

v_2
В Обже, еще будучи студентом, жил на практике целый месяц. Могу подтвердить, люди здесь и в двадцатом веке жили лихие.

Крестьяне соседнего с пустынью села Обжи, узнав о милостивом приеме старца в Москве, «научаемые диаволом», решили завладеть царскими дарами. Распаленное воображение рисовало им немыслимые богатства царского кума.
15 мая 1550 года Адриан попался в руки поджидавших его разбойников. Каково же было удивление, когда они обнаружили, что странническая сума составляет все богатство преподобного.
Думая, что он где-то спрятал царские дары, разбойники принялись избивать Адриана, и били в остервенении до тех пор, пока он не предал Богу душу.
Чтобы скрыть преступление, убийцы бросили тело преподобного в болото в тридцати верстах от обители...
Два года там ничего не знали о судьбе своего настоятеля, пока преподобномученик не явился во сне к монастырским старцам и не принес им печальную, но долгожданную весть, он указал место, где находится его тело.
Он повелел похоронить его в обители.
Угодник Божий назначил даже путеводителя к временной могиле своей. В видении святой Адриан сказал инокам, чтобы они, встретив близ селения Обжи крестьянина, пашущего на белой лошади, выпрягли бы ее и пустили на волю, а сами следовали за ней.
Братия так и поступила, и белая лошадь привела их к его могиле. Скорбящие иноки в болоте, под грудою мха, обрели нетленное тело страстотерпца.

v_1

Н.М.Коняев. Свет Валаама. От Андрея Первозванного до наших дней. Вече. М., 2009 г.

Tags: Карелия, монастырь, святые
Subscribe

promo 13vainamoinen august 1, 2013 09:55 8
Buy for 30 tokens
Промо-блок свободен.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments