Алексей Востряков (13vainamoinen) wrote,
Алексей Востряков
13vainamoinen

Categories:

Человек в мире информации

С предыдущими постами можно познакомиться здесь: Мысли вслух

Многие тысячелетия власть мало заботилась об информировании своих подданных. Какие законы устанавливает в столице царь, воюет с кем или заключил мир? Об этом и многом другом семья крестьянина, живущая в карельской деревне на берегу озера узнавала с опозданием - от нескольких месяцев, до нескольких лет. Чаще всего информация шла пешим ходом из Петербурга в деревню вместе с каликами перехожими, с плотницкой артелью или разносчиком мелких товаров. То есть долгое время всю информацию об окружающем мире, простые граждане государства, получали устно, и в сильно искаженном виде. Как понял деревенский житель петербургские новости, так и рассказал в деревне.

ris_110
Вернулся. 1877 г. Художник Илья Репин.
Далекую войну на южных рубежах России жители деревни могли увидеть только глазами солдата, такого же простого человека, как и они.


Никакого смысла информировать своих подданных у власти не было. Крестьянская семья, ячейка государства, жила сама по себе без школ, магазинов, детских садов, пособий, пенсий и прочих социальных завоеваний нашего времени. Жила веками, получая все необходимое для своего выживания из окружающей природы. Еще и вовремя платила подати (налоги) и периодически молодых парней забирали из деревни служить в армию.

Поэтому можно лишь посмеяться над тем, как некоторые современные нам люди ставят, например, вопрос: как вы относитесь к тому, что ваши предки, продали Аляску Америке? Да, мои предки, как и 99% жителей тогдашней России и знать не знали, что Аляска – это часть России, да и что она вообще существует. Подобные решения принимали несколько сведущих человек, стоящих во главе государства, никого особо не спрашивая и не информируя. Впрочем, так делают и сейчас. Поднимите руки, кто голосовал, чтобы передать Крым Украинской ССР? А кто голосовал, чтобы его вернуть? Вот так-то.

ris_111
Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского. Художник Николай Богданов-Бельский.

Церковно-приходские школы стали появляться в деревнях только во второй половине XIX века, и это был огромный шаг в образовании народа. До этого все образование получали в семье, и оно касалось исключительно одного вопроса, как выжить крестьянской семье в условиях севера России, да еще и собрать деньги на оплату ежегодных податей. Иногда приглашали дьячка из местной церкви, и он за отдельную плату обучал молодого человека грамоте на примере чтения Псалтири на церковно-славянском языке. В церковно-приходской школе же был учитель, который преподавал математику, русский язык, давал первоначальные основы географии, истории, физики. А местный батюшка знакомил с основами православной веры. Точно такое же положение с информированием народа было во всем мире. Доступные школы для народа, где-то стали появляться раньше, где-то позже. Главное, что вскоре среди простого народа появились грамотные люди, способные читать тексты. А текст, это совсем другой уровень получения информации. Грамотному человеку становились доступными книги, а также газеты, журналы, объявления, вывески, он мог получать и писать письма. Информация стала распространяться со скоростью почтового поезда.

ris_112

Примерно в это же время вместе с промышленной революцией, появляется много товаров доступных широкому кругу простого народа. А вместе с товаром появляется и реклама. Российские революционеры используют для пропаганды своих идей все перечисленные способы воздействия на человека. Пропагандист приходит на завод, в цех, в бригаду и устно (из уст в уста) излагает основные революционные идеи, приноравливая их к насущным нуждам слушателей. Организуются кружки по изучению книги Маркса «Капитал», по аналогии с народными школами. Среди грамотных распространяется газета «Искра». На стены клеят прокламации (листовки), аналог наружной рекламы. Позже появляется такая форма агитации и пропаганды, как митинг, аналог древнерусского народного вече.
Все это вместе, на неизбалованных информацией людей производит огромное впечатление. Вчерашний крестьянин, рабочий завода, полностью лишенный какой-либо информации, вдруг оказывается в центре политической борьбы. С ним уважительно разговаривает профессиональный революционер пропагандист, жмет руку, называет по имени отчеству, призывает руководить государством за место царя.

После революции большевики уделяют пропаганде очень много внимания. Специально созданные идеологические организации охватывают всю жизнь человека с рождения и до смерти. В технологии же донесения конкретной информации до каждого человека мало что изменилось. Методы и приемы те же, что и до революции: устные беседы, газеты, стенгазеты (вместо прокламаций), митинги (позже были заменены на собрания). На службу пропаганде поставлены культура и искусство, где основной метод пропаганды – соцреализм. Радио проводят в каждое село, а в городе и в каждый дом. Передача свежей информации ускоряется. На съезде Советов, делегаты еще выступают в прениях, а в далеком алтайском селе колхозники уже обсуждают на собрании решения съезда.

ris_113
Жители села у радиоточки в сельском клубе. Фото А.Скурихина.

Появившееся телевидение, помогло еще, и увидеть происходящее. Уже кино создало новое измерение получения информации, человек мог видеть в движении далекий мир, который находится где-то за горизонтом теперь своими глазами. Телевидение прибавило фактор присутствия. Человек сидит дома за праздничным столом, а мимо него стройными колонными на экране марширует военный парад.

ris_114
Семья возле телевизора.

Но телевидение создало и новые возможности для пропаганды. Чуть не каждый день, в программе «Время» показывали, как плотные колонны трудящихся США, Японии, Германии протестуют против своих капиталистических правительств. Глядя на экран, казалось, что не сегодня, так завтра, там вспыхнет революция, и власть в этих странах возьмут коммунисты. Позже выяснилось, что в центре многих западных столиц мира, есть площади, специально отведенные для проведения всяких протестных акций. Демонстрация, состоящая из ста человек снятая крупным планом, создает впечатление огромной толпы. А многомиллионное население этих стран, в подавляющем своем большинстве плевать хотело на какие-то протесты небольшой кучки «революционеров». Этот метод, кстати, используют до сих пор. Как выяснилось, экран телевизора создает такие же иллюзии, как и кино. Тем не менее, появление телевидения ускорило распространение информации по миру в сотни раз. От съемки репортажа, до его показа по телевидению иногда было не более получаса. Но по-настоящему прорывом в распространении информации стало появление компьютера и интернета…

Вывод. Всего сто с небольшим лет назад обычный человек находился почти в полной информационной изоляции. С тех пор скорость распространения информации увеличилась в геометрической прогрессии. Представители различных идеологий научились использовать каналы распространения информации в своих целях. Человек по-прежнему мало что может увидеть своими глазами, и вынужден довольствоваться той информацией, которую до него доносят другие люди.

Как разобраться, где информация, заслуживающая доверия, а где лишь очередная иллюзия, созданная для неизвестных нам целей? Об этом в другой раз.

Tags: информация, мысли вслух
Subscribe

promo 13vainamoinen august 1, 2013 09:55 8
Buy for 30 tokens
Промо-блок свободен.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments