Алексей Востряков (13vainamoinen) wrote,
Алексей Востряков
13vainamoinen

Categories:

Золотые миражи товарного рынка

С предыдущими постами можно познакомиться здесь: Мысли вслух

В предыдущем посте мы остановились на том, что СССР, проиграло холодную войну, прежде всего на фронте пропаганды. Передовые капиталистические страны в борьбе с Советским Союзом применили новые технологии ведения информационной войны и одержали победу. Что это за технологии? Откуда они взялись? Почему их не было в СССР?

Чтобы в этом разобраться, начну издалека, как говорится с самых основ распространения информации. В посте Я верю только в то, что вижу своими глазами показано, что человек лично сам одномоментно может видеть лишь небольшой участок окружающего его мира. Это было замечено давно, но только в середине XIX века купцы, торговцы разными товарами придумали, как использовать эту особенность человека в своих целях. Продажи значительно возрастают, если в круг личного мира каждого человека попадают красиво нарисованные изображения имеющихся в продаже товаров. Так появилась реклама.

ris_41
Реклама мыла Pears, 1875 год

А необходимость в рекламе возникла только тогда, когда товары стали изготавливать промышленным способом и их стало много. Пока кустари одиночки вручную изготавливали все от табакерки до мебели, от носового платка до шикарного платья, необходимости в рекламе товаров не было. Покупатели и так знали, где, что и за сколько можно купить. Промышленная революция внесла свои коррективы. Товаров стало много, они стали дешевы и они стали доступны для широкого круга людей.
Постепенно начинает создаваться новая наука – маркетинг, способ продажи товара, начиная с момента его производства и до полки в магазине. Реклама и маркетинг возникли тогда, когда появился избыток товаров, и даже возникло их перепроизводство.

ris_43

В СССР, необходимости в развитии маркетинга и рекламы – не было. Товаров первой необходимости, да и второй тоже постоянно не хватало, существовал дефицит товаров. Покупатели сами активно искали то, что им было нужно. И даже были готовы переплатить, в карман продавца, чтобы получить желаемое. Продукты питания, такие как, сахар, крупы, макароны, в самой невзрачной серой бумажной упаковке продавались ничуть не хуже, чем те же товары, которые имеют яркую упаковку и продаются сегодня.

ris_44

Восполняя дефицит товаров, внешнеторговые ведомства СССР закупали все необходимое за рубежом. При этом выбирали самое лучшее. В результате простой советский человек покупал импортные вещи, сделанные и упакованные в соответствии со всеми канонами маркетинга и рекламы, и лишний раз убеждался, что импортное лучше нашего.
Откликаясь на подобные настроения, советский поэт Сергей Михалков написал басню, в которой были такие строки:

ris_42

Бывая за границей, советские люди с завистью разглядывали иностранные каталоги товаров, которые «случайно» были оставлены в номерах, где останавливались наши туристы или командировочные. Эти каталоги привозили домой в СССР, показывали родственникам и знакомым. Отпечатанные на хорошей бумаге с цветными фотографиями, они производили очень сильное впечатление на не избалованных товарами советских людей.

ris_45
Иностранные каталоги товаров. Начало 90-х.

Красиво упакованные иностранные товары, попадая в поле зрения советских людей, производили точно такой же эффект, как когда-то ножи, бусы и зеркала на аборигенов островов Тихого океана.

В Петрозаводске в начале восьмидесятых произошел дикий случай, очень характерный для того времени и предперестроечных настроений. В одну из школ города приехала иностранная делегация: учителя и ученики. Каждому из них подарили карельские сувениры на сумму по 60 руб. В ответ иностранцы вручили присутствующим по копеечной шариковой ручке. После встречи, иностранцы вышли на крыльцо школы покурить (учителя и ученики вместе). Перед крыльцом было много детей. Один из иностранцев бросил жвачку в толпу детей. Дети начали ловить. Иностранцы смеяться и кидать жвачку еще. Во дворе началась свалка. Учитель, который мне это рассказывал, говорил, что чуть не сгорел от стыда.

ris_46
В СССР жвачка не производилась вполне обосновано. При жевании выделяется желудочный сок, а если пища не проглатывается, а выплевывается, как это происходит со жвачкой, начинается эрозия стенок желудка. Результат регулярного жевания жвачки - гастрит.

Вывод. В холодной войне против СССР были применены новейшие технологии привлечения покупателей (маркетинг), с помощью которых был нанесен удар по одной из слабых сторон советской жизни - товарному дефициту. Иностранные товары в ярких упаковках наглядно показывали преимущество капитализма перед социализмом. Советское руководство ничего не смогло противопоставить такой пропаганде, а может уже и не очень хотело. Впереди маячил призрак капитализма в России, у партийных и комсомольских секретарей золотой мираж внезапного обогащения уже стоял перед глазами.

Tags: СССР, маркетинг, мысли вслух
Subscribe

  • Художник Марк Китли

    Марк Китли (Mark Keathley) – современный американский художник. Родился в 1963 году. Детство провел на ферме родителей в Восточном Техасе. Рисовать…

  • Пейзажи Северной Америки художника Томаса Коула

    Томас Коул (1801-1848) - американский художник пейзажист, романтик. Семья будущего художника иммигрировала в США из Англии в 1818 году. Первые уроки…

  • Статьи на канале "Художество"

    Статьи опубликованные с начала года на канале "Художество": 1. Цян Хуанг (Qiang Huang) - современный американский художник,…

promo 13vainamoinen august 1, 2013 09:55 8
Buy for 30 tokens
Промо-блок свободен.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments