Алексей Востряков (13vainamoinen) wrote,
Алексей Востряков
13vainamoinen

Categories:

Tabula rasa

В посте Я верю только в то, что вижу своими глазами, было показано, что возможности человека видеть окружающий мир сильно ограничены. Даже в степи или в море обзор нам закрывает линия горизонта. В лесу, в городе мы одномоментно можем видеть и того меньше. Поэтому о том, что происходит за пределами нашего личного мира, мы можем судить только со слов других людей.

С самого раннего детства человек начинает познавать мир. Первые и самые авторитетные учителя – родители. Именно они закладывают основы будущего мировоззрения взрослого человека. Детские психологи утверждают, что в нормальных условиях воспитания к 5-6 годам у ребенка формируется базовые представления об окружающем мире. Всю оставшуюся жизнь человек лишь развивает и дополняет их.
От того, кто и чему учит маленького человека в раннем детстве, зависит вся его дальнейшая жизнь.

У писателя Александра Грина, есть такой рассказ «Пропавшее солнце». Некий миллионер Авель Хоггей решил поставить эксперимент. Маленького ребенка воспитывают в загородном доме. Днем он спит, ночью гуляет. Вся жизнь ребенка устроена так, что он никогда в течение дня не видит солнца. Заранее, до рассвета ребенка уводят в дом с плотно закрытыми окнами, где он до сна играет при искусственном освещении. Никто из слуг в разговорах никогда не упоминает о существовании солнца. Ребенок уверен, что мир так устроен, кругом вечная ночь. Пока однажды не приезжает миллионер, рассказывает о солнце, и заявляет, что сегодня оно светит в последний раз, а завтра погибнет. Мальчик видит впервые в жизни солнце, дневной свет и потрясен увиденным. Миллионер наслаждается произведенным эффектом, наблюдая за мальчиком.

ris_33
Иллюстрация к рассказу «Пропавшее солнце»

Всем известна история Маугли из одноименной сказки Редьярда Киплинга. Пропавшего в лесу ребенка вскармливает волчица. В сказке, даже находясь среди волков, ребенок вырастает человеком. В жизни, все, увы, совсем не так. Волк может научить человека только волчьим повадкам. Во всех известных науке случаях, дети, в силу обстоятельств с раннего возраста жившие среди зверей, уже никогда не смогли стать полноценными людьми. Например, «в 2001 г. агентство «Рейтер» сообщило о поимке в чилийском портовом городе Талькауана мальчика, прожившего два года в компании бродячих собак. Оказалось, родители сдали пятилетнего сына в приют, откуда он сбежал и присоединился к собакам. «Вместе с ними он бродил по улицам, рылся в помойках и питался объедками, - писал глава чилийской национальной службы по работе с детьми Д.Дельгато. – Он не умеет говорить и не знает своего имени. Горожане прозвали его «мальчиком-собакой».

ris_34
Мальчик с собакой. Художник Пабло Пикассо

Существует такое понятие Tabula rasa (лат. «чистая доска»). Маленький ребенок, который только начинает познавать мир, как раз и является такой чистой доской, на которой учитель может писать все, что ему будет угодно. В традиционной семье дети перенимали навыки жизни и мировосприятие своих родителей. Это считалось нормальным на протяжении веков. В семье христиан и дети вырастали христианами. В семье мусульман – мусульманами. Семья считалась основой общества. Первыми стали разрушать существующий порядок вещей пришедшие к власти в России – большевики. Они ставили перед собой цель воспитать поколение новых людей, с иными, чем у их родителей взглядами. Поэтому раннему воспитанию детей уделялось особое внимание. Уже с первых лет советской власти коммунисты начинают создаваться сеть дошкольных учреждений: детские сады, интернаты, детские дома, где проводится последовательная политика воспитания советских людей.
Например, у чукотских писателей, есть много рассказов на эту тему. Маленьких детей, почти насильно забирали в интернаты. Уже через год, дети утрачивали многие навыки необходимые в жизни оленеводов, но приобретали новые навыки и знания, более подходящие новому советскому строю жизни. Для многих из них интернат оказался дверью в большой мир. Бывшие дети оленеводов стали сами учителями, врачами, учеными.

ris_35
Иллюстрация к рассказу чукотского писателя Юрия Рытхэу «Пусть уходит лед»

Вывод. От того, как и чему будут учить маленького ребенка взрослые люди, прежде всего его родители, зависит, каким сложится мировосприятие взрослого человека.

С кровавым советским режимом покончено раз и навсегда – в этом уверены в нашем мире многие. Следовательно, вот она, настоящая свобода, где каждый может учить своего ребенка тому, чему хочет. Так ли это на самом деле? Об этом в следующий раз.

С предыдущими постами можно познакомиться здесь: Мысли вслух

Tags: мать и дитя, мысли вслух
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo 13vainamoinen august 1, 2013 09:55 8
Buy for 30 tokens
Промо-блок свободен.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments