Алексей Востряков (13vainamoinen) wrote,
Алексей Востряков
13vainamoinen

Category:

Зуи

Удивительно, но известный американский писатель Джером Д.Сэлинджер как-то остался вне моего внимания и я до сих пор не читал, ни одной его книги. В свое время в СССР очень широко рекламировался его роман «Над пропасть во ржи». Может быть, поэтому у меня и сложилось такое предубеждение к этому писателю. Так уж мы утроены в России, то, что нам нарочито навязывают сверху, по определению, плохо. Спасибо игумену Нектарию, который в своем блоге написал несколько слов о книгах этого автора.
Взялся читать, и просто был сражен наповал. «Красный» писатель, оказался христианином. Его книга «Зуи» не просто христианская по своей сути, но в ней, ни много, ни мало обсуждаются известные православные книги.
Зуи – молодой человек, актер, который снимается в кино, играет в театре. События повести происходят в Нью-Йорке. Его мать обеспокоенна, что младшая дочь Фрэнни (ей 20 лет), постоянно таскает с собой две какие-то книги. Об этом и состоялся разговор:

ctpV443B6aE

- И если ты не будешь перебивать меня,- сказал он (Зуи), помолчав,- я расскажу тебе про эти две книжечки, которые Фрэнни носит с собой. Интересно тебе или нет? Если не интересно, мне тоже не хочется...
- Да, мне интересно! К_о_н_е_ч_н_о, интересно! Неужели ты думаешь, что я...
- Ладно, только не перебивай меня каждую минуту,- сказал Зуи, опираясь спиной о край раковины (разговор происходит в ванной комнате). Он продолжал обрабатывать ногти пилкой. - В обеих книжках рассказывается о русском крестьянине, который жил в конце прошлого века, - сказал он тоном, который мог сойти для его немилосердно прозаического голоса за повествовательный. - Это очень простой, очень славный человек, сухорукий. А это, само собой, уже делает его для Фрэнни родным существом: у нее же сердце - настоящий странноприимный дом, черт возьми.


- Поначалу, как рассказывает маленький крестьянин, были у него и жена, и хозяйство. Но у него был ненормальный брат, который спалил его дом, потом, по-моему, жена взяла да и умерла. В общем, он отправляется странствовать. И ему надо решить одну загадку. Всю жизнь он читал Библию, и вот он хочет знать, как понимать слова в Послании к Фессалоникийцам: "Непрестанно молитесь". Эта строчка его все время преследует.
Зуи опять достал свою сигарету, затянулся и сказал:
- В Послании к Тимофею есть похожая строчка: "Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы..." Да и сам Христос тоже говорит: "Итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь".

- В общем, так или иначе, он отправляется странствовать в поисках учителя, - сказал он. - Ищет кого-нибудь, кто научил бы его, к_а_к молиться непрестанно и з_а_ч_е_м. Он идет, идет, идет - от храма к храму, от святыни к святыне, беседует с разными священниками. Но вот наконец он встречает простого старца, монаха, который, как видно, знает, что к чему. Старец говорит ему, что единственная молитва, которая в любое время доходит до Бога, которая Богу "угодна", - это Иисусова молитва: "Господи Иисусе Христе, помилуй мя". Собственно говоря, полная молитва такая: "Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного", но в обеих книгах странника никто из посвященных - и слава богу - не придает особого значения прибавке о грехах.
В общем, старец объясняет ему, что произойдет, если молитву повторять непрестанно. Он несколько раз показывает ему, как это делается, и отпускает его домой. И в о т - чтобы не растягивать рассказ - через некоторое время странничек осваивает эту молитву. Он ею овладевает. Вне себя от радости, которую ему приносит новая духовная жизнь, он пускается странствовать по всей России - по дремучим лесам, по городам и весям, и так далее, повторяя дорогой свою молитву и обучая всех встречных творить ее.


- В первой из двух книжечек, "Путь странника",- сказал он, - большей частью описаны приключения странничка в пути. (Русское название книги Откровенные рассказы странника духовному своему отцу)
Кого он встречает, что он кому говорит, что они ему говорят – между прочим, он встречает чертовски славных людей. А продолжение, "Странник продолжает путь", - это, собственно говоря, диссертация в форме диалога о том, зачем и к чему нужна Иисусова молитва. Странник, учитель, монах и кто-то вроде отшельника встречаются и обсуждают эти вопросы. Вот в общих чертах и все, что там написано.
Зуи бросил на мать очень быстрый взгляд и взял пилку в другую руку.
- А задача о_б_е_и_х книжечек, если тебе это интересно, - сказал он, - заключается, по-видимому, в том, чтобы доказать всем людям необходимость и п_о_л_ь_з_у от непрестанного повторения Иисусовой молитвы. Вначале под руководством опытного учителя - вроде христианского гуру,- а потом, когда человек немного освоит эту молитву, он должен повторять ее уже самостоятельно. Главная же мысль в том, что это вовсе не предназначено для разных богомольных ханжей и любителей бить поклоны.


Дальше Зуи сравнивает Иисусову молитву с индийской религиозной практикой джапам.

Джапам – это просто-напросто повторение любого из земных имен Бога. Или имен его воплощений - его а_в_а_т_а_р, если тебе нужна терминология. А смысл в том, что если ты повторяешь имя достаточно долго и достаточно регулярно, и б_у_к_в_а_л_ь_н_о в сердце, то рано или поздно ты получаешь ответ. Точнее, не о_т_в_е_т, а о_т_к_л_и_к.

Зуи беспокоится за свою сестру и решает с ней поговорить.

- Я хотел тебя спросить, Фрэнни,- неожиданно сказал он. Он снова отвернулся к столу, нахмурился и встряхнул снеговика. - Как по-твоему, что ты делаешь с Иисусовой молитвой? - спросил он. - Именно это я пытался выяснить вчера вечером. Пока ты меня не послала подальше. Ты говоришь про собирание сокровищ - деньги, имущество, культура, знания и прочее, и прочее. А ты, непрерывно повторяя Иисусову молитву - нет, ты дай мне договорить, пожалуйста, - непрерывно повторяя Иисусову молитву, не собираешь ли ты тоже сокровище в своем роде? И это нечто можно точно так же пустить в о_б_о_р_о_т, до последнего треклятого кусочка, как и те, другие, более материальные вещи? Или то, что это - молитва, так уж меняет дело? Я хочу спросить, неужели для тебя все дело заключается в том, по какую сторону человек складывает свое сокровище - здесь или там? Там, где воры не подкапывают и не крадут, и так далее? Значит, вся разница только в этом? П_о_г_о_д_и минуточку, пожалуйста, дай мне кончить, и все.
Несколько секунд он просидел, глядя на маленькую бурю в стеклянном шаре. Потом:
- В твоем отношении к этой молитве есть что-то, такое, отчего меня мороз по коже подирает, если хочешь знать правду. Ты думаешь, что я хочу заставить тебя бросить молитву. Не знаю, хочу я или не хочу - это вопрос спорный, но я о_ч_е_н_ь хотел бы, чтобы ты мне объяснила, из каких соображений, черт возьми, ты ее твердишь?
Он сделал паузу, но не настолько длинную, чтобы Фрэнни успела вставить слово.
- Если рассуждать, сообразуясь с элементарной логикой, то, насколько я понимаю, нет ни малейшей разницы между человеком, который жаждет материальных сокровищ - пусть даже интеллектуальных сокровищ, - и человеком, который жаждет сокровищ духовных. Как ты сама сказала, сокровище есть сокровище, черт бы его побрал, и мне сдается, что девяносто процентов ненавидевших мир святых, о которых мы знаем из священной истории, были, по сути дела, такими же непривлекательными стяжателями, как и все мы.
Фрэнни сказала ледяным тоном, насколько ей позволила легкая дрожь в голосе:


- Я знаю все, о чем ты говоришь. Ты не сказал ничего такого, о чем бы я сама не думала. Ты говоришь, что я хочу п_о_л_у_ч_и_т_ь что-то от Иисусовой молитвы, - значит, я такая же стяжательница, по твоим словам, как и те, кто хочет соболье м_а_н_т_о, или жаждет с_л_а_в_ы, или мечтает, чтобы из него так и пер какой-нибудь дурацкий п_р_е_с_т_и_ж. Я все это знаю! Господи, неужели ты меня считаешь такой идиоткой?

Зуи предостерегает сестру – простое повторение Иисусовой молитвы ничего не даст, нужно понимать, Кому человек молится, какому Христу, настоящему или воображаемому. Тот Христос, который жил две тысячи лет тому назад, не имеет ничего общего с современным (для некоторых) благостным представлением о Нем.

- А я, представь себе, помню. Глава шестая, от Матфея. Это я, брат, отлично помню. Даже помню, где я был. Я сидел у себя в комнате, заматывал липкой лентой свою чертову клюшку, и тут ты влетела в полном раже, с раскрытой Библией в руках. Тебе вдруг разонравился Иисус, и ты желала знать, можно ли позвонить Симору (старшему брату) в военный лагерь и сообщить ему об этом. А помнишь, за что ты разлюбила Иисуса? Я тебе скажу. Потому, в_о-п_е_р_в_ы_х, что тебе не понравилось, как он пошел в синагогу и опрокинул столы и расшвырял идолов. Это было так грубо, Так Неоправданно. Ты выражала уверенность, что Соломон или кто-то там еще ничего подобного себе бы не позволил. А в_т_о_р_а_я вещь, которую ты не одобряла - на этом месте у тебя была как раз раскрыта Библия,- это строчки: "Взгляните на птиц небесных: они
не сеют, не жнут, не собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их".
Здесь-то все в порядке. Все прелестно. Это ты вполне одобряла. Н_о в_о_т, когда Иисус тут же говорит: "Вы не гораздо ли лучше их?" А_г_а, вот тут-то маленькая Фрэнни и спрыгивает на ходу. Тут наша Фрэнни начисто отрекается от Библии и бросается прямехонько к Будде, который не относится свысока ко всем этим милым небесным птичкам, Ко всем этим чудным, прелестным цыплятам и гусятам, которых мы разводили тогда на Озере. И не повторяй, что тебе было десять лет. Я говорю о том, к чему твой возраст не имеет никакого отношения. Никаких существенных п_е_р_е_м_е_н в возрасте от десяти до двадцати лет не происходит - и от десяти до восьмидесяти, кстати, тоже. Ты д_о с_и_х п_о_р не можешь любить того Иисуса, который сделал или сказал то-то и то-то - или, по крайней мере, ему это приписали, - так, как тебе хотелось бы. И ты это знаешь. Ты по природе своей не способна любить или понимать какого бы то ни было Сына Божия, который опрокидывает столы. И ты по природе своей не можешь любить или понимать какого бы то ни было Сына Божия, который говорит, что человек - л_ю_б_о_й человек, даже такой, как профессор Таппер (очень неприятный для Фрэнни человек), - Богу дороже, чем какой-нибудь пушистый, беспомощный пасхальный цыпленок.


Я книгу странника читал в 2012 году и писал о своих впечатлениях здесь:
Откровенные рассказы странника духовному своему отцу
Другой мой пост на тему русских странников: Странники во Вселенной.
Tags: США, книги, православие, странники
Subscribe

promo 13vainamoinen august 1, 2013 09:55 8
Buy for 30 tokens
Промо-блок свободен.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments