- Петрозаводск, это где-то на Урале? - Приходится объяснять, что это между Питером и островом Кижи. Кижи знают все, благодаря уникальному архитектурному ансамблю Кижского погоста, популярности которого могут позавидовать многие памятники мировой архитектуры. Но кто был строителем необычной Преображенской церкви? Экскурсоводы, как правило, рассказывают легенду о мастере Несторе, который, окончив строительство, бросил топор в Онежское озеро. Но как было на самом деле?
Этим вопросом задался академик Российской академии архитектуры и строительных наук Вячеслав Орфинский в своей книге «Логика красоты» он пишет:
«В 1693—1694 годах Кижские церкви сгорели от молнии, а на следующий год после пожара на погосте стали строить «церковь новую, теплую, во имя Покрова Богородицы»,— как гласит запись в переписной книге, обнаруженной в Центральном государственном архиве древних актов. Лишь спустя много лет был основан главный храм погоста — церковь Преображения,— освященный в 1714 году.
Но кто же тогда творцы храма? Одно очевидно: они должны были обладать, помимо блестящего таланта и высокой профессиональной культуры, еще огромным практическим опытом и глубокими знаниями современной им русской архитектуры. Скорее всего, они были людьми уже не молодыми. Но ведь о предшественнице Преображенской церкви — Покровской церкви села Анхимово — доподлинно известно, что «При реке Вытегре церковь Покрова Богородицы освящена в 1708 г., во время преобразователя России Петра Великого 1-го императора...», что строили ее местные крестьяне — 63 мужика и 12 женщин, а во главе строительства стояли два старца: Петр Невзоров — крестьянин деревни Гозино Аневзорова на Дмитровой горе и Буняк — крестьянин деревни Исаковская Азеленина на Тагажме реке. Обоим к моменту окончания строительства исполнилось по 80 лет. Об этом известно из надписи на доске, прикрепленной к иконостасу Покровской церкви {хранится в Вытегерском краеведческом музее). Не были ли они творцами и Преображенского храма в Кижах?
Документальных подтверждений этому нет, но предположение такое вполне правомерно. Не может быть случайным несомненное сходство двух онежских церквей, построенных с интервалом в шесть лет, при отсутствии прямых прототипов во всей предшествующей русской архитектуре! Не строились подобные храмы на Руси и в последующие годы, что легко объяснимо с учетом возраста Буняка и Невзорова.
Первым поднялся над северной рекой Вытегрой доселе невиданный храм. Все, вроде, правильно, по задумке сделано. И хвалят все, кто ни увидит. Недовольны только сами мастера: как перья взъерошенной птицы, растопырились главки, а центральная — та словно провалилась вовсе.
Но вот пригласили их в Кижский погост, две церкви которого сгорели. Правда, одну из церквей, теплую Покровскую, и колокольню вскоре поставили сами кижане…
Прибыв в Кижи, посмотрели мастера на пепелище. Представили мысленно, как поднимется к небу стройный шатер, и отчетливо поняли, что не будет вязаться он с длинным ровным гребнем острова. Ну, конечно, здесь прямо просится здание вроде их Вытегорской церкви, которое как плоть от плоти вырастало бы из заонежской земли и не терялось бы в бескрайних озерных далях среди зеленых букетов многочисленных островков». Такую церковь они и возвели, учтя все архитектурные ошибки сделанные при строительстве вытегорского храма.
Один мой знакомый в кризис потерял работу и долго не мог найти новую. Как оказалось, основной причиной, почему ему отказывали от места, был возраст - сорок с небольшим лет. Читаешь про гениальных русских мастеров Буняка и Невзорова, и думаешь, вот им возраст не помешал, а наоборот помог создать шедевр русского северного деревянного зодчества Преображенскую церковь. К этому они шли всю свою жизнь.
Рисунок из книги В.Орфинского, Логика красоты, «Карелия», 1982.
Кижи. Фото Бориса Босарева.
Кижи. Фото Бориса Босарева.
Journal information